Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2007 » Сентябрь » 24 » Ученые о башкирах и Башкирии
11:27 AM
Ученые о башкирах и Башкирии
Первые, правда скудные, сведения о башкирах и их образе жизни мы находим у арабских писателей Х века. Посол багдадского халифа Ибн-Фадлан, совершивший в начале Х века (922 г.) путешествие к волжским булгарам, сообщает о территории, занятой башкирами и ряд интересных данных о их верованиях. Другой арабский писатель-путешественник Абу-Заид аль Балхи, посетивший Булгарию и Башкирию в первой половине Х века, приводит более обстоятельные сведения о местах обитания башкир.
Значительно позже, в XIII веке, кое-какие сведения о местопребывании башкир и их образе жизни дают западноевропейские путешественники Плано-Карпини и Вильгельм Рубрук. В русских источниках, кроме летописи Нестора, в исторических документах о местожительстве, занятиях и пище башкир упоминается в «Книге Большому Чертежу». В XVIII веке и особенно во второй его половине имеются уже обстоятельные описания быта башкир.
После классической «Топографии Оренбургской» П.И. Рычкова, в «Дневных записках» И.И. Лепехина приводится много ценных и ярко изложенных фактов, характеризующих быт современных Лепехину башкир. Весьма ценные сведения сообщает нам П.С. Паллас в своем «Путешествии по разным провинциям Российского государства».
Сжатое, но все же достаточно обстоятельное описание занятий, одежды, обуви, жилища, утвари и различных предметов быта башкир мы находим у Фалька Иоанн Петер (медик, ботаник), руководителя одной из Оренбургских экспедиций. Он в 1768-1770 гг. проехал по рекам Оке, Суре, Волге до Царицына и Астрахани, оттуда отправился через Калмыцкую степь к Уралу, затем в Башкирию. Посетил 19 заводов, в т.ч. Авзяновский, Петровский, Вознесенский, Белорецкий, Воскресенский, Архангельский, Катав-Ивановский, описал Уфу, Бирск, Табынск, реки Белую, Инзер, Дему, Ай, Юрузань. Собрал этнографический материал о башкирах, русских, чувашах, татарах, тептярах, вотяках («Записки путешествия академика Фалька», 1824 г.).
В 1779 г. появилось первое, правда, составленное с использованием чужих исследований «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» И.Г. Георги, в т.ч. о башкирах.
Н.С. Попов в Хозяйственном описании Пермской губернии довольно обстоятельно знакомит нас с бытом пермских башкир. В первой половине XIX в. вышло много мелких газетных и журнальных статей и заметок, посвященных башкирам и напечатанных преимущественно в официальных изданиях. На них нет необходимости останавливаться.
В середине XIX века вышла книга В.М. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии», где автор о быте башкир сообщает много интересных сведений, не утративших своего значения до последнего времени. Эта книга дала обширный материал для ряда последующих изданий, из которых, наиболее крупными являются работы И. Казанцева, Литуновского и статьи, посвященные башкирам в Списках населенных мест Оренбургской и Уфимской губерний.
Фундаментальным трудом является 5-томная монография В.Н. Витевского, ученого-историка под названием «И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 года», где даны сведения о политике царского правительства в Оренбургской губернии, о Яицком, Оренбургском казачьих войсках, в которых служило много башкир, о промышленности и торговле в Оренбургской губернии, о башкирских восстаниях 1735-1740, 1755-1756 годов.
Крупный вклад в изучение истории, этнографии башкир внес историк-востоковед, лингвист, почетный член Санкт-Петербургской академии наук В.В. Вельяминов-Зернов. В его исследованиях, особенно в труде «Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями» (СПб, 1864 г.) содержится много сведений о башкирах бурзянского племени, как об отважных воинах, получивших тарханские звания, которое распространялось и на их детей и внуков.
Во второй половине XIX века в связи с возросшим интересом к изучению быта народов России литература, посвященная башкирам, становится более разнообразной и многочисленной. В последние годы столетия появляется ряд работ аналитического характера, глубже освещающий быт башкирского народа. В них затронуты вопросы происхождения отдельных племен, их быт и обычаи.
К последним годам XIX века относятся очерки, где описаны отдельные районы Башкирии и племена, обитающие в них. Таковы работы А. Игнатовича – «О Бурзанской волости», В.А. Арнольдова – «Санитарно-бытовой очерк о жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда Уфимской губернии» (1891 г.), Бергхольца – «Горные башкиры-катайцы» (1893 г.). К наиболее значительным общим описаниям быта башкир этого периода относятся труды В.М. Флоринского «Башкирия и башкиры» (1874 г.), А.Е. Алекторова – «Башкиры» (1885 г.), П.С. Назарова – «К антропологии башкир», «К этнографии башкир» (1890 г.) и монография Д.П. Никольского – «Башкиры» (1899 г.).
Русские ученые, исследователи, путешественники в основном старались осветить образ жизни башкир, их занятия, обычаи, но не у всех эти описания отражают объективную истину. Похоже, что отдельные из них не вникли в суть дела. Знали очень мало об их жизни и занятиях. У некоторых авторов можно встретить мысль о том, что башкиры мало занимаются хлебопашеством, ибо они ленивые. Занимаются в большинстве скотоводством: выгонят скот на летние пастбища и беззаботно гуляют, пьют кумыс, ведут веселый и праздный образ жизни. Так может думать и писать только тот, кто совершенно не представляет, что такое животноводство.
Это наиболее трудоемкая отрасль. Уход за животными обычно сравнивают с уходом за малыми детьми. «Башкиры-коневоды, выгонят на пастбища лошадей, они пасутся». Да, пасутся, но как нагуляют жир, они ускачут на 50-100 км от пастбищ. Попробуй не паси и найди их потом. Поэтому за ними нужен постоянный присмотр, дневная и ночная пастьба. Пасти тоже не просто. Да, башкир кумыс всегда пил и ныне пьет. Но ленивый никогда не изготовит его. Чтобы получить от кобылы молока, достаточное для жеребенка и на кумыс, нужно хорошее кормление, частое, в день несколько раз, поение. А доят ее 4-6 раз в день. Превращение кобыльего молока в кумыс тоже требует немалого труда. Так что, тот, кто ленится, кумыс не пьет.
Второе, с чем невозможно согласиться, это показ быта башкир, как людей, живущих грязно, в антисанитарных условиях. Это особенно заметно у А. Игнатовича. Этого не могло быть в принципе, потому что башкиры давно, начиная с 10-13 веков н.э. приняли ислам. Верующий в ислам в день пять раз совершает намаз. А к нему человек должен приступать с абсолютно чистым телом, одеждой, в чистом окружении, на чистом коврике (намазлык). Так, что в день он пять раз совершает омовение. Конечно, не все башкиры совершали намаз. Но если в доме, семье был хотя бы один верующий, он никогда не допускал грязной жизни. Даже покойников в определенной последовательности обмывают, оборачивают в чистую ткань, потом только хоронят.
По богатству и ценности материалов о башкирах этого времени следует отметить статьи, написанные самими башкирами, в частности, Б.Г. Юлуевым, уроженцем деревни Ярмухамет Баймакского района «К этнографии башкир» (1892 г.), «Аждаха-змей в рассказах башкир» (1892 г.), М. Баишевым – «Деревня Зианчура Орского уезда Оренбургской губернии» (1895 г.), А. Алимгуловым – «Башкирские мифологические рассказы» (1915 г.), М.А. Куватовым – «Башкирские пословицы» (1895 г.).
Несмотря на наличие множества материалов исследований для характеристики быта башкир, общей сводной работы в те годы не было составлено. Созданием историко-этнографической монографии о башкирах в 1905 году приступил Сергей Иванович Руденко, будучи студентом Санкт-Петербургского университета. Круг его научных интересов был очень широк. Он работал в этнографии, археологии, антропологии, гидрологии и др. Исследования его отличаются глубиной, основательностью. Научными поисками он исколесил Южный Урал, Казахстан, Западную Сибирь, Горный Алтай и Камчатку. Он совершенствовал свои знания в музеях, учебных заведениях и лабораториях Турции, Сирии, Палестины, Египта, Италии и Франции. С. Руденко владел несколькими иностранными языками, представлял Россию на Международном конгрессе этнографов и антропологов во Франции. Его труды вошли в золотой фонд российской этнологической науки.
В жизни и творчестве С.И. Руденко особое место занимают Башкирия и башкиры, их самобытная культура и этническая история. Он вырос среди башкир, знал и тонко понимал их культуру, можно сказать «знал их в лицо». Недаром свои первые экспедиции 1906 и 1907 гг. он проводил среди башкир, собирая этнографический материал. В 1912, 1913 годах он продолжал изучение физического типа башкир по родоплеменным группам, сопровождая свои публикации первоклассными для того времени фотографиями и таблицами измерений. Одна из первых книг С.И. Руденко «Предания и сказки башкир» в 1909 году издана в Париже на французском языке. Первыми в списке научных трудов ученого стоят исследования, посвященные описанию физического типа и быта башкир. Его основные труды о Башкирии и башкирах: «Башкиры: опыт этнологической монографии (I часть). Физический тип башкир» (1916 г. Петербург. Часть II). «Быт башкир» (1925 г., Ленинград). «Башкиры: историко-этнографические очерки» (1955 и 2006 гг.). Этот труд дает наиболее полную, всестороннюю, правдивую, детальную характеристику башкирам и Башкирии, где содержатся описания природы, истории, родоплеменные отношения и подразделения, занятия и образ жизни, звероловство, птицеловство, рыболовство; бортничество и пчеловодство, скотоводство, птицеводство, земледелие. Пища, домашнее производство, одежда и украшения, жилища и постройки, способы и средства передвижения, семейный быт и празднества, искусство и фольклор, религиозные представления и вопросы этногенеза башкир. Причем к каждой главе представлены иллюстрации, которые помогают целостному восприятию материала. Эта книга С.И. Руденко в этом году переиздана и поступила в районную библиотеку.
Появляются специальные работы, посвященные отдельным частным моментам жизни и быта башкир, как например, статьи С.Г. Рыбакова о песнях, музыке, музыкальных инструментах башкир, Д.Н. Соколова о башкирских тамгах, Д.К. Зеленина о леврите у башкир.
По истории башкир имеются труды Н.Ф. Демидовой, А.Н. Усманова, Н.В. Устюгова, А.П. Чулошникова и др. В 1913 году в журнале «Шуро» опубликовал серию статей о башкирах Ахмедзаки Валиди, которые позже стали основой отдельной книги на эту тему.
А. Сайгафаров, краевед.
Просмотров: 2795 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 1
1 Эльмира  
0
Мне интересно все, что касается истории Башкортостана. Особенно интересует фольклор, этнография, традиции и обычаи, а так же история средневекового Башкортостана.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру