Темясовскому педтехникуму — 70 лет 70 лет тому назад в эти самые дни в с. Темясово начал функционировать Башпедтехникум. Значение 20-летней просветительской деятельности педтехникума, затем педучилища в развитии народного образования в Зауралье, его влияния на общую культуру и самосознание населения трудно переоценить. Выпускники педучилища и в наши дни находятся в числе лучших активистов, ведут краеведческо-исследовательскую работу, принимая непосредственное участие во всех культурно-массовых и общественно-политических мероприятиях. В их числе А.З. Сайгафаров, А.А. Тажетдинов, М.Н. Исянбаев, С.А. Галин и многие другие. Ниже — рассказ о годах становления училища, его преподавательских кадрах и выпускниках, о вкладе училища в развитие образования в районах Зауралья. Становление В 1921 году в Оренбурге, тогда ещё субъекта Казахской республики, начинает работать Башпедтехникум, назначением которого была подготовка национальных кадров учителей для башкирских и татарских школ. За 15 лет существования его выпускники стали носителями грамоты и культуры в башкирские и татарские села. Писатели Сагит Агиш, Баязит Бикбай, Зайнап Биишева, многие известные партийные и советские работники, как С. Алибаев, Ф. Бакаев, М. Нагаева, М. Баимов – выпускники этого техникума. Но техникум был оторван от Башкортостана, студенты были, в основном, из близлежащих сел и деревень и, как правило, возвращались на работу к себе. Башкортостан, особенно башкирские районы Зауралья, остро нуждались в национальных кадрах. Поэтому башкирское правительство выходит с ходатайством о переводе педтехникума в один из районов Зауралья. В 1936 году соглашение было достигнуто и решением ВЦИК Оренбургский Башпедтехникум переводится в с. Темясово. В начале июля 1936 года директором педтехникума был назначен выпускник Московского физико-педагогического института имени К. Либкнехта Асгат Нустратович Галимов. В конце июля 1936 года жители с. Темясово с интересом наблюдали колонну из 20 машин, верблюдов и повозок, въезжающих в село. Все имущество, библиотеку Оренбургского педтехникума перевезли в Темясово. Начать работу на новом месте было очень и очень нелегко. Особую трудность представляла отдаленность села от железной дороги. С. Алсынбаев, заслуженный учитель БАССР, в своих воспоминаниях («Совет Башкортостаны», 1983 г. №176) пишет: «На наше счастье молодой директор А.Н. Галимов оказался деловым, энергичным человеком. Он показал себя хорошим организатором, руководителем, смело внедряющим все новаторское». Усилиями молодого директора вскоре дела пошли на поправку. Постепенно укрепляется материальная база: приобретается полуторка, что облегчает доставку продуктов для студенческой столовой из Магнитогорска, завели 10 быков, лошадей для заготовки дров. Самое главное, уже весной 1937 года закладывается огород и студенты под руководством агронома и учителя биологии З. Ильясова начинают выращивать картофель и овощи для столовой. Несмотря на многочисленные материальные трудности, училище вовремя начинает учебный процесс, работает по полной программе. Пожар 1938 года нанес большой урон училищу, сгорело основное здание, но уже в сентябре, как и положено, училище начинает работать в новом здании, построенном для Темясовской неполной средней школы. В 1940-41 годах в училище подобрался высококвалифицированный, работоспособный коллектив преподавателей, был налажен учебный процесс. Первые выпускники успешно начали свою трудовую деятельность в селах Зауралья. При училище действовали краткие и многомесячные предметные курсы, готовившие учителей-предметников для школ районов Зауралья. Училище в военные годы В первые же дни войны ушли на фронт 12 преподавателей. На фронтах Великой Отечественной войны погибли А. Галимов, М. Нигматуллин, Н. Абдрахимов, И. Рашитов, Н. Фатхетдинов, С. Агишев. Также из мобилизованных 140 студентов и студенток вернулась всего лишь одна треть. Оставшиеся преподаватели и студенты (в основном студентки) день и ночь трудились не только в хозяйстве училища, но и помогали колхозу. Налаженное хозяйство постепенно пришло в упадок. Полуторку и лошадей забрали на фронт. Невозможно было заготавливать дрова. Не было керосина, не хватало ламп. Несмотря на голод и холод, учебный процесс продолжался: программы выполнялись полностью, проводились все практические занятия. Из-за того, что зимой здание невозможно было протопить, иногда занятия проводились в общежитии студентов. Преподаватели старались сберечь традиции техникума. Проводили и поэтические вечера, давали концерты и даже ставили спектакли – студенческая жизнь продолжалась. После войны училище начинает работать по 4-летней программе, открываются русские группы и группы заочников. Таким образом, в послевоенные годы вместе с заочниками училище выпускает 180-200 молодых учителей в год. Личности. Их влияние на развитие просвещения и культуры Зауралья О том, какое влияние оказало пребывание педучилища в Зауралье на просвещение, культуру, морально-психологический климат нашего района, о личности преподавателей и выпускников педучилища можно говорить бесконечно. Еще в 1936 году лучшие преподаватели Оренбургского педтехникума, патриоты своего учебного заведения М. Нигматуллин, Г. Сулейманов, Н. Фатхетдинов, А. Сатучин, С. Алсынбаев, С. Агишев, оставив город, сопровождали свое учебное заведение в далекое село Зауралья. Они были продолжателями традиций прославленного Караван-Сарайского техникума. К сожалению, большинство из них погибло на фронте. С. Алсынбаев долгое время работал директором педучилища, А. Сатучин уехал в Москву, был назначен послом СССР в Йемене. В становлении коллектива большую роль сыграла личность директора. Первый директор А.Н. Галимов был высокообразованным, энергичным, очень коммуникабельным человеком. Он смело брался за любое новое дело и доводил его до конца, недаром темясовцы прозвали его «Галимов – куш йорэк» («двойное сердце»). Лучших учителей Темясовской ШКМ он привлекал для работы в училище. Ф. Бакаев – выпускник Оренбургского педтехникума, историк, затем заслуженный учитель БАССР, директор училища; М. Галимова, преподаватель математики, первая девушка из села, получившая высшее образование, заслуженная учительница РСФСР; И. Васильев, преподаватель русского языка и литературы, выпускник Уфимской учительской семинарии; К. Мусин, учитель географии, в свое время сосланный в Темясово за революционную деятельность, кавалер ордена Ленина; Н. Валеева, учитель базовой начальной школы, затем заслуженная учительница БАССР и РСФСР, кавалер ордена Ленина. У них на практике студенты учились учительскому делу, им они подражали. Третья группа преподавателей – лучшие выпускники учебных заведений Уфы, Ленинграда и других городов. Яркой личностью был Г. Гумеров, преподаватель башкирского языка, впоследствии министр культуры БАССР, первый директор телевидения. Он со сцены часами мог читать наизусть Такташа и других поэтов. С него пошла традиция поэтических вечеров. Студенты выпускали поэтические альманахи. Эта традиция, сохранившаяся многие годы, возможно, способствовала появлению таких личностей в башкирской филологии, как К. Ахметьянов, С. Галин, А. Игебаев. Одним из ярких личностей, оставивший свой след в просвещении Зауралья, был Т.Х. Аслаев – завуч педучилища, кандидат педагогических наук, методист, создавший новые учебники, методические пособия для преподавания в начальных классах. Всех, кто сеял добро в душах студентов, учил их методике преподавания, перечислить невозможно. Преподаватели-методисты вместе со студентами писали конспекты, посещали, анализировали уроки. Вместе со студентами готовили и проводили предметные вечера, концерты, спектакли, танцевали в клубе. Девушки и юноши не только получали знания, но и учились у них всему – как одеваться, как носить галстуки, как пригласить девушку на танец. Эти знания, эту культуру они затем несли в свои деревни. Студенты участвовали в агитационной, пропагандистской работе, выступали с лекциями перед населением. Комсомольские, студенческие организации выдвигали из среды студентов лидеров-организаторов. Известно высказывание физика, Почетного академика Академий 13 стран мира Марата Илхамова, в начале 50-х годов проучившегося в педучилище, о том, что больше нигде ни в одном учебном заведении он не встретил такого внимания к личности каждого студента, как в Темясовском педучилище. Каждый студент был в центре внимания. Недаром выпускники педучилища 50-80-х годов занимали и занимают высокие государственные и хозяйственные должности. Из них более 50 стали докторами и кандидатами наук. В их числе М.Н. Исянбаев – доктор экономических наук, Р.И. Ирназаров – доктор философии, С.А. Галин – доктор филологических наук, И. Чинейкин – кандидат технических наук. Более 60 выпускников стали заслуженными учителями РСФСР и БАССР. Есть среди них и Герои Социалистического Труда. Широко известны в республике имена выдающихся государственных деятелей З.Ш. Акназарова, Председателя Совета Министров БАССР, Ф.В. Султанова, Председателя Президиума Верховного Совета БАССР, Г.Г. Якупова, партийного и государственного деятеля, Героя Социалистического Труда, С.Г. Ишбердина, председателя исполкома райсовета и многих других. Таким образом, двадцатилетняя работа Темясовского педучилища в Зауралье сыграла важную роль в обеспечении школ, народного хозяйства высококвалифицированными кадрами, способствовала просвещению края, повышению культурного уровня населения района. Л. Галимова, ветеран просвещения. с. Темясово. На снимке: педагогический коллектив училища в 1940 году.