Все это было … Поставка продукции и командировки за рубеж сегодня – обычное и будничное дело. Наш завод и сегодня поставляет продукцию в ближнее зарубежье, а специалисты выезжают туда в служебные командировки без проблем. Но 20-30, а тем более 40-50 лет тому назад, это не было рядовым событием. Мне в течение многих лет пришлось быть в курсе всех экспортных проблем завода и самому дважды побывать в служебных командировках за рубежом. Первой экспортной продукцией завода в 1960-х годах был песковый насос 8НП для строящейся Асуанской плотины в Египте. Несмотря на высокие требования по качеству и товарному виду изготовляемой продукции и деревянной упаковке для транспортировки насоса морским путем, наши специалисты и рабочие успешно справились с заданием. А вот самой большой проблемой было изготовление необходимой металлической этикетки, где на двух языках нужно было указать завод-изготовитель и технические характеристики насоса. Из-за этой этикетки на грани срыва была поставка экспортной продукции. Вот такие были времена. Служебные командировки для специалистов нашего отраслевого Министерства были в те времена постоянными, но для машзавода они были скорее исключением, чем правилом. Министерство цветной металлургии СССР, в состав которого входил Баймакский машзавод, было связано со многими предприятиями и организациями стран всего мира. Особенно конкретной по содержанию и разнообразной по направлениям работы были связи со странами социалистического лагеря: поставка продукции, научно-технические разработки, создание совместных предприятий, оказание помощи квалифицированными работниками, специалистами и т.д. Все загранкомандировки оформлялись через «Зарубежцветмет» (г. Москва) по отработанной схеме: вызов в Москву, инструктаж , конкретизация задания. В зависимости от цели и задания поездки были соответствующие беседы в других структурах Министерства. Командируемые, особенно в 70-80 годы, проходили процедуру проверок и бесед на местном и региональном уровнях: на собрании в коллективе по месту работы, в райкоме КПСС, на комиссии обкома КПСС. Сегодня даже нам, труженикам того времени, такая накрученность кажется излишней, ну а для молодого поколения тем более. Но так всё было. Примерно по такой же схеме проходила в 1985 году подготовка моей командировки в Болгарию и значительно проще в 1989 году в Монголию. Обе командировки были по 10 дней. При командировке в Болгарию я был руководителем группы советских специалистов, а в Монголию – входил в состав рабочей группы, где, кроме меня, были руководители и специалисты Минцветмета СССР и института « Кавказгипроцвет» г. Орджоникидзе (сегодня Владикавказ), который был головным проектным институтом нашего машзавода. Командировка в Болгарию проходила в соответствии с планом выезда советских специалистов для выполнения совместных работ по программе СКБ «Совболгарцветмет» по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В течение 10 дней командировки мы в основном находились в Софии и два дня были в г. Кырджали на заводе « Комсомолец » и на обогатительной фабрике «Елаците» (п.Мирково). Во время нашего пребывания в Болгарии был рассмотрен круг вопросов, связанных с разработкой, изготовлением и испытанием песковых насосов и пневмомеханических флотомашин, где по Баймакскому машзаводу были вопросы изготовления и поставки в НРБ рабочих колес из износостойкого сплава ИЧХ28Н. С Болгарской стороны за все дни командировки непосредственное участие на деловых встречах с нами приняли участие 16 руководителей и главных специалистов корпорации «Цветная металлургия», институтов, СКБ и предприятий. Все, что было выполнено в период поездки, все выводы и предложения по итогам встречи были изложены в служебной записке, которую подписали от советской стороны директор Баймакского машиностроительного завода и зав.отделом СКБ Механобр (г. Ленинград), а от Болгарской стороны – директор института «Нипроруда», главный специалист корпорации «Цветная металлургия» и руководитель СКБ «Совболгарцветмет». Более масштабной по подготовке, прохождению и подведению итогов была командировка в Монголию. В январе 1989 года я участвовал в работе расширенной коллегии Минцветмета СССР с участием работников ЦК КПСС. Разговор шел о выполнении известного в то время Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 октября 1985 года №986 «Об опережающем развитии сырьевой базы и повышении технического уровня цветной металлургии в 1989-1990 годы», где впервые за всю историю нашего города в таком государственном документе отмечался Баймакский машзавод. В конце февраля я, в составе группы руководителей и специалистов, был приглашен в г. Москву и 28 февраля все мы рейсом Москва-Улан-Батор на ТУ-154 вылетели в Монголию. В Монголии мы в основном были в г. Эрдэнэт на объектах ГОКа и последние два дня перед вылетом в Москву провели в Улан-Баторе – столице МНР, где встречались с высшим руководством промышленности страны и совместных монголо-советских организаций, в том числе «Совмонголцветмет». После возвращения из Монголии вся наша группа в Москве в течение трех дней совместно со специалистами института «Кавказгипроцветмет» готовила письменный отчет и принимала участие в техническом совещании Минцветмета СССР, где были конкретные вопросы и решения по Баймакскому машзаводу, в том числе по строительству чугунолитейного цеха и по проекту плана на 13-ю пятилетку (1991-1995гг). Это было очень содержательное и деловое совещание, но об этом лучше рассказать отдельно, как о несбывшихся планах по развитию Баймакского машиностроительного завода. В 1989 году никто из нас не знал, что через год не будет нашего Министерства, а позже и нашей страны – СССР, которая посылала нас за рубеж. Листая старые записи Бывая в многочисленных командировках во времена Советского Союза мне, кроме решения служебных вопросов, удавалось знакомиться с местными достопримечательностями, пообщаться с людьми в неформальной обстановке и т.д. Обычно для памяти я делал соответствующие записи в ежедневник или блокнотах. Болгария и Монголия не были исключением. И поэтому, когда мне предложили поделиться своими впечатлениями на страницах газеты, я восстановил в памяти многие факты и события тех дней и некоторые из них приведу в этой статье. В Болгарии нет крупных промышленных предприятий, как это было у нас в СССР. Так, например, обогатительная фабрика «Елаците» в п. Мирково была построена во времена немецкой аккупации, но ее производственное составляющее по сравнению с Сибайской или Учалинской фабриками очень примитивное. Оно в чем-то напоминало участки бывшей Семеновской ЗИФ. Но при этом их Министерство и институты для работы на такой фабрике старались брать все лучшее, что есть в Европе и даже в мире. От рядового мастера до высших руководителей при деловых разговорах пользовались карманными калькуляторами. На обогатительной фабрике нам показали образцы отработанных рабочих колес из сплава ИЧХ, изготовленных в СССР и из спецсмол, изготовленных в Германии и Швеции, которые по цене дороже советских в два раза, но имеют рабочий ресурс больше в три раза, чем ИЧХ. Поэтому наше сырьё было принято лишь для испытаний, а промпоставка пошла из других стран. После популярных у нас в стране в 80-е годы лозунгов о том, что «Экономика должна быть экономной», мы убеждались, что в Болгарии не только говорили об экономии, например, электроэнергии, но и экономят ее, даже, казалось бы, в мелочах. Так, например, на каждой площадке этажей жилых домов электролампочка горит всего 30 секунд, чтобы можно было дойти от кабины лифта до двери квартиры. Если нужен свет, то нужно снова включить на 30секунд. Не как в наших подъездах, когда лампочки горят всю ночь, а иногда и днем. А единственный выходной день в Софии я провел в хождениях по её музеям и храмам и просто походил по площадям и улицам. Мне было необычно видеть в центре столицы соцстраны величественный Храм Святого Александра Невского и здание такой же красивой и большой мечети. В первом зале музея Г.Димитрова были вывешены два огромных портрета Г.Димитрова и И.В. Сталина. В другом зале тоже были экспозиции о Сталине. Я неоднократно бывал в музее В.И. Ленина в г. Москве. Но портретов Сталина там не видел. Я обратил внимание и на то, что многие улицы носят имена царей, генералов и секретарей ЦК компартий и священнослужителей. На площади перед гостиницей европейского уровня с названием «Родина», в которой мы жили, стоит памятник российскому царю Александру II с отлитыми словами благодарности от болгарского народа. Это же отражалось в служебном помещении завода « Комсомолец», когда мы были в г. Кырджали. В заводоуправлении на 3-м этаже, где размещена дирекция, был большой холл, по стенам которого развешаны все правители Болгарии за последние 300 лет: рядом с портретом последнего болгарского царя Бориса висят портреты первых секретарей Болгарской компартии Г.Димитрова и Т. Живкова. Если бы аналогично поступали в нашей стране, то рядом с портретом царя Николая II нужно было бы повесить портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, и т.д., чего не было не только в 80-е годы, но и при сегодняшней демократии. По Монголии у меня создалось впечатление большей политизации, чем в Болгарии. Например, я присутствовал на еженедельной оперативке у генерального директора комбината «Эрдэнэт». Просторное помещение кабинета. На стене портреты Ленина и Сухэ-Батора. На всех столах по два флажка – советский и монгольский. За основным столом в центре – генеральный директор Климов Эдуард Николаевич, рядом его первый заместитель монгол Лхагва Сурек, затем главный инженер и заместители. Здесь же руководители партийно-общественных организаций комбината: секретарь парткома КПСС т. Горбань и секретарь парткома МНРП (Монгольской народно-революционной партии) т. Бямба и инструктор парткома т. Сумъядсух. Аналогично по два представителя от профкомов, комитета ВЛКСМ и комитета Ревсомола (революционного Совета молодежи). Оперативка шла около часа. Ничего особенного, по сравнению с советскими, кроме внешней атрибутики я не ощутил. Портретов Чингиз-Хана я не видел, хотя в Улан-Баторе мы посетили два буддийских храма. Еще запомнилась система приобретения книг в этих странах. Хорошие книги, особенно по запрещенным политикам, из серии ЖЗЛ и т.д. у нас в стране были в дефиците. В Болгарии такие книги можно было купить за деньги в любом книжном магазине. В Эрдэнэте я дважды посетил уличный базар, где дефицитные книги продавались только в обмен на жвачку или полное собрание В. Пикуля. Мне пришлось у знакомых предусмотрительных москвичей взять «жвачки» и затем набрать книг, которые через 3-5 лет можно было без проблем покупать и в России. Неформальные встречи И в Болгарии, и в Монголии, кроме официальных встреч и бесед, были посещения местных достопримечательностей, различные неформальные мероприятия, где лучше чувствовать теплоту человеческих общений, независимо от национальности и страны пребывания. Как пример хочется отметить двухдневное посещение завода «Комсомолец» в г. Кырджали. В первый день приезда после встречи с руководством предприятия и посещения цехов директор Кинчо Илиев пригласил нас на товарищеский ужин. Собралось человек 25-30 руководителей и специалистов завода и наша группа советских специалистов. В начале вечера произошел такой эпизод. Мне от имени советских специалистов представили слово. Я сказал все, что полагается в таких случаях и вручил подарок – красивую шкатулку из уральской яшмы, вложенную в деревянную коробку из бука, изготовленную в Баймаке нашим модельщиком А.П. Мироновым. Но, к моему изумлению, больший эффект произвела не шкатулка из яшмы, а коробка из дерева, которую многие рассматривали, восхищаясь мастерством изготовления и расспрашивая о том, кто ее сделал. Я, конечно, рассказал о Миронове, сказав, что Баймак богат на умельцев. На следующий день, уезжая из города, я пригласил Кинчо Илиева приехать к нам в Баймак, ознакомиться с нашим заводом и местными обычаями, начиная с Сабантуя, предупредив, что приезд желателен в начале июня. Приглашениие было с благодарностью принято. По возвращению в Баймак я доложил первому секретарю райкома партии М.Т. Хакимову об итогах командировки в Болгарию, о своем приглашении болгарских друзей в Баймак и предложил варианты приема гостей. Миллят Ташбулатович поддержал мое предложение и мы при активном участии заводских строителей в срочном порядке стали проектировать и строить на базе отдыха в д. Исяново летние шалаши. Проектирование и организацию работ возглавил наш строитель-конструктор С.А. Хисматуллин. Шалаш №1 был готов в начале июня. Но приезд гостей не состоялся из за непредвиденных личных обстоятельств у Кинчо Илиева. А шалаши ещё долго стояли, напоминая нам о далекой Болгарии. А шалаш №1 стоит и по сей день. А история ее создания сегодня многим неведома. Еще один эпизод из личных встреч в Болгарии. У моих спутников по командировке в Софии были близкие друзья, и однажды вечером они нас пригласили к себе на семейный ужин. Я впервые в жизни очутился в простой болгарской семье, среди гостеприимных интеллигентных людей, где есть свои обычаи в продуктовом меню и национальных обычаях. Только из уважения к хозяевам я вместе со всеми с трудом выпил преподнесенную мне стеклянную чашечку в подстаканнике, заполненную очень крепкой и весьма горячей виноградной чачей, проще говоря самогонкой. Об эрудиции и интересах этих людей моя память по сей день хранит самые теплые воспоминания. Вот лишь небольшая часть воспоминаний и впечатлений от двух служебных командировок в зарубежье, где мы, советские специалисты, выполняли не только официальные производственные задания, но и общались с людьми, знакомились с экономикой и культурой этих стран. Всем нам известно, что в конце 1999 года в бывших соцстранах, в том числе и в Болгарии, произошли массовые выступления населения и коммунисты были отстранены от власти и произошло то же, что и у нас в России, начались экономические реформы: приватизация госсобственности, отмена контроля за ценами, упадок производства, разорение многих предприятий, массовая безработица и т.п. В прошлом году многие наши центральные газеты писали о том, что все соцстраны через 3-5 лет вывели производство национального продукта на дореформенный уровень. А мы в России и за 15 лет не смогли это сделать.... Вот такие времена. А. Манылов, ветеран труда, директор машзавода в 1957-1997 гг.