В своем очередном Послании Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан Президент РБ М.Г. Рахимов особо подчеркнул: «В рамках юбилейных торжеств в честь 450-летия единства Башкортостана с Россией необходимо всесторонне показать богатейшую историю и культуру, современную многонациональную республику…». Эта установка главы республики находит реализацию и в таких мероприятиях, как «Шэжэрэ-байрам» родов и семей, населяющих наш Башкортостан. Это и понятно, ведь именно из семейных и родовых историй складывается общая история села, района, республики и страны в целом. Поэтому отрадно, что шэжэрэ было включено в культурную часть программы нынешнего районного сабантуя, как самостоятельный конкурсный элемент. Надо отметить, что каждая юрта хозяйств и сельских поселений самые видные и доступные места выделила схемам и родословным древам знатных родов и фамильных династий своих коренных жителей. Все они имеют оригинальное и красочное оформление. Точна и многозначительна символика шэжэрэ туркменовцев. Хорошо смотрится стенд рассветовцев. Богато и его содержание. Например, гости узнали о том, что род Губайдуллиных начинается с 1670 года. Здесь же размещены родословные основателей села Бекешево Мещеряковых, Ковалевых, Приваловых, Степановых и Баскаковых. Особо надо отметить стенд юмашевцев. Здесь представлены 23 рода. В скобках заметим, что каждая семья в Юмашеве имеет свое красочно оформленное родословное древо. Это – заслуга местного художника-любителя Карима Исянова. На ежегодных колхозных сабантуях обычно выставляется весь набор таких планшетов. Люди здесь весьма ревниво относятся к этому историческому хозяйству. Приходилось слышать и такое: «Карим-агай, у нас сын родился (или внук). Надо бы дорисовать». Богат на информацию стенд акмурунцев. Правда, выставлено шэжэрэ лишь 6 родов. Но здесь есть «скидка»: совхоз местный – целинный, берет начало лишь с начала 50-х годов пришлого столетия. Так что с глубокой историей тут туговато. Однако этот «недостаток» с лихвой компенсируется другими дополнительными фактами. Например, о многодетных семьях. Так вот на территории Акмурунского сельского поселения 62 семьи имеют трех детей, 21 – четверых, 7 – пятерых, 1 – девятерых. Это семья Яндавлетовых из деревни Сайгафар. Если в большинстве юртах разъяснение по родословным и шэжэрэ давали специально подготовленные для этого люди из числа педагогов и других специалистов, то вот ишмурзинцы пошли по другому пути – историю рассказывали сами представители рода. Водитель бывшего колхоза имени Фрунзе с 40-летним стажем Янузак Афлятунов с гордостью поведал о своем деде, прадеде, сыновьях, внуках. То же самое продемонстрировал представитель рода Исяндавлетовых. На стенде колхоза «Таналык» живой интерес вызывает шэжэрэ Ямантаевых. Род своими корнями связан с Казахстаном. Оказывается, в далекие времена, когда башкиры, ущемленные в своих правах, часто хватались за оружие и не давали покоя царским властям, чтобы как-то «разбавить» бунтарский народ лояльными к царю народностями, к нам были переселены и казахи. Сегодня Ямантаевы одни из лучших представителей сельского производства. Лидером среди них является орденоносец Габит-агай Ямантаев. Пожалуй, дальше всех в изучении родовых и семейных историй пошли темясовцы. Здесь это дело поставили на современную компьютерную основу. В Интернете у них есть свой сайт. На стенде же, установленном в юрте и посвященном роду Куяндар, можно получить информацию о 500 темясовцах в огромном временном диапазоне. Что интересно, 15 представителей этого рода являются основателями такого же количества населенных пунктов района. Можно много интересного рассказать о каждом стенде и о том, как яратовцы, к примеру, заняли второе место на республиканском конкурсе шэжэрэ и т.д. Но и сказанного достаточно, чтобы прийти к выводу: сделан серьезный шаг в изучении истории населенных пунктов, истории рода, семьи, фамилии. И это отрадно. Лучшими признаны стенды Темясовского и Юмашевского сельских поселений, сельхозпредприятий «Ирандык», им. Салавата, «Байкара», им. Ленина и «Алга».