Главная » 2007»Июль»16 » Обращения граждан: правовой механизм создан
11:52 AM
Обращения граждан: правовой механизм создан
У наших читателей часто возникают вопросы, касающиеся порядка регулирования обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления. Ниже мы публикуем разъяснения по данному вопросу. Порядок обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон), который был разработан по инициативе Президента Российской Федерации и принят 2 мая 2006 года. По объему этот закон небольшой – в нем всего 18 статей, но он содержит основные требования по реализации гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления: обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать в соответствии с их компетенцией поступившие обращения граждан, принимать по ним необходимые решения; организовывать личный прием граждан и учитывать их устные обращения; обеспечивать контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан; выявлять и устранять причины, порождающие нарушение прав и свобод граждан. Отдельная норма Закона содержит перечень прав, которыми наделяется гражданин при рассмотрении его обращения. В их числе право гражданина представлять дополнительные документы либо обращаться с просьбой об их истребовании; получать письменный ответ по существу поставленных вопросов или уведомление о переадресации обращения в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит их решение; знакомиться с материалами, касающимися рассмотрения его обращения, если это не затрагивает права и законные интересы других лиц и если в них не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; обжаловать принятое по обращению решение в административном порядке или через суд, обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Закон запрещает преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица. В целях предупреждения волокиты Законом установлен срок, в течение которого обращение должно быть рассмотрено и гражданину дан ответ – 30 дней со дня регистрации. Если поставленные гражданином в обращении вопросы не входят в компетенцию данного государственного органа или органа местного самоуправления, или должностного лица, оно должно быть переадресовано в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит их решение с одновременным уведомлением об этом гражданина. Законом запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Следует обратить внимание на следующие нормы закона. Ответ не дается, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение также не дается, оно на рассмотрение не направляется, о чем сообщается гражданину, если поддаются прочтению его фамилия и почтовый адрес. Кроме того, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, вправе оставить обращение без ответа. Впервые в отечественной практике федеральным законом установлен правовой статус обращений, направляемых гражданами по информационным системам общего пользования, которые также подлежат рассмотрению в установленном этим законом порядке, а ответ направляется по почтовому адресу, указанному в обращении. Следует отметить, что в нашей республике аналогичный закон «О работе с обращениями граждан в Республике Башкортостан» был принят раньше федерального. В связи с принятием последнего в закон Республики Башкортостан были внесены соответствующие дополнения и изменения. Так, в республиканском законе есть нормы, которые отсутствуют в федеральном. Они не противоречат ему, но уточняют и развивают его отдельные положения. Например, законом РБ установлены: категории обращений, которые подлежат незамедлительному рассмотрению, перечень граждан, обладающих правом на первоочередной личный прием, определен контроль за исполнением закона и обнародованием информации о результатах рассмотрения обращений граждан. С принятием Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и республиканского закона «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» создан необходимый правовой механизм, регулирующий правоотношения между гражданами и государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами в сфере конституционного права граждан на обращение.