Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2009 » Июнь » 3 » Учителей оптимизируют
11:44 AM
Учителей оптимизируют
Аккурат между праздником Последнего звонка и Днем защиты детей республиканский министр образования Зиннат Аллаяров «осчастливил» выпускников школ и их наставников. 29 мая в столице Башкирии прошло заседание Координационного комитета содействия занятости населения РБ. На нем рассматривались вопросы занятости выпускников и работников образования. Цифры первый учитель республики озвучил неутешительные.

Сокращение штатов 
В связи с оптимизацией сети образовательных учреждений, Министерством образования РБ прогнозируется высвобождение более двух тысяч педагогов и более 1,4 тысячи других работников образовательных учреждений. Под сокращение попадут работники сферы образования Уфы и районов республики, и начнется оно в ближайшие месяцы. Кроме того, не за горами тот день, когда по окончании учебного года из учебных заведений выйдут около 45 тысяч человек. Подсчитано, что около трех с половиной тысяч из них тоже не смогут найти работу. 
В качестве причины министр назвал перевод школ осенью прошлого года на подушевое финансирование и новую систему оплаты труда. И, как следствие, сокращение штатного расписания. 
Образно выражаясь, эти люди, согласно бессмертному творению классика, превратятся в «мертвые» души для своих учебных заведений.

Немного ликбеза 
Прежде всего, так и подмывает сказать, за что боролись, на то и напоролись. Желаете жить по законам рынка? Переходите в разряд потребителей. Это в полной мере касается школьников и их родителей. 
Нет, цели обозначались благие. С чего начался весь сыр-бор? С позыва: «Так плохо. Надо все менять. Чем быстрее, тем лучше». И 5 сентября 2005 года Владимир Путин объясняет: 
- Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания.
Роль главного реформатора школы взвалил на себя министр образования и науки Андрей Фурсенко, который известен своим изречением о том, что главным недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца (что в этом плохого?), а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других. 
Соответственно, педагогическую общественность успокаивали перлами о необходимости так называемого подушевого или нормативно-бюджетного финансирования, суть которого заключается в попытке внедрения более современных и прозрачных механизмов финансирования системы образования. А что на самом деле? Согласен с мнением ректора МГУ Виктора Садовничего, который считает, что речь идет о создании замкнутого рынка образовательных услуг, где школы выступают в роли продавца услуг образования, а ученики вместе с родителями станут потребителями этих самых услуг.

В чем суть нововведения? 
Единая тарифная сетка уходит в прошлое. Ее заменил отраслевой принцип формирования заработной платы. Для работников образования зарплата будет состоять из базовой и стимулирующей частей. 10 процентов фонда оплаты труда предназначается для стимулирующей части. Зарплата будет определяться по формуле: стоимость педагогической услуги, помноженная на количество учеников, помноженная на число уроков, помноженная на коэффициент приоритетности предмета и повышающий коэффициент за квалификационную категорию преподавателя. 
Стимулирующая часть для учителей будет регламентироваться школами самостоятельно, то есть педсоветами или иными организациями педагогов. 
При этом фонд оплаты труда распределен на две неравные части. 70 процентов фонда будет предназначено учителям, а 30 процентов – административному и вспомогательному составу. 
По замыслу разработчиков методики это позволит повысить заработную плату педагогическому составу школ. Но произойдет это не за счет увеличения фонда оплаты труда, которое, кстати, не запланировано в бюджете, а за счет «оптимизации». Что это значит для простого учителя, смотрите выше.

Учтены ли все нюансы? 
Уже сейчас видно, что реформа Фурсенко дает свои горькие плоды – закрыты сотни и сотни сельских школ России. И, если верить Аллаярову, эта напасть докатилась и до Башкирии. В праве на существование отказывается малокомплектным школам с количеством учащихся чуть более ста человек.
Кстати, не последнюю роль в оптимизации штатов сыграет и отмена регионального компонента. Не секрет, что многие, в том числе и уфимские школы, обеспечивали для себя необходимое количество класс-комплектов за счет открытия, например, башкирских классов. В них было достаточно набора только пяти учеников. Теперь эта лазейка закрывается. 
Есть еще некоторые нюансы. Предположим, что в селе второклассников 15, а первоклассников набирается только десять. Нина Ивановна, учительница вторых классов, за классные занятия будет получать в полтора раза больше, чем ее коллега Валентина Петровна. За что наказана учительница первых классов? Разве она виновата в том, что семь лет назад в этом селе родилось меньше детей? И в этом главная несправедливость подушевого финансирования школ.
А как составлять класс-комплекты? Допустим, в первый класс городской школы идет 25 учеников. Тогда все прекрасно. А если 26? По СанПиНу в один класс положено пускать 25 учеников. Но мы знаем, что во многих школах их сидит в классе по 30 и больше человек. И никто ничего не делает. Понятно, что в один класс никто не будет загонять 49 учеников, но теоретически и это становится возможным. Тем более что в этом случае учитель будет зарабатывать вдвое больше учителя с «оптимальным» количеством учащихся. Ведь чем больше учеников, тем лучше для зарплаты! Так кто же определит точную верхнюю границу наполняемости классов? Не надо забывать, что подобная ситуация бьет прежде всего по качеству образования, в которое, как известно, количество никогда не перерастет.
А в кого превратятся директора школ? В пиар-менеджеров? Зазывал, которые будут обещать родителям первоклашек все образовательные блага только в стенах своего заведения? Не секрет, что подушевое финансирование выгодно крупным школам с большим числом учеников. А вот насколько комфортнее там условия для учебы и воспитания наших детей – большой вопрос. 
Известно, что ломать, не строить. Сейчас идет сокращение учительских штатов. Но в школы уже пошли «путинские» дети, те, которые родились в период стабильности и начала социальных реформ. Вспомним хотя бы о материнском капитале, существенном стимуле для роста народонаселения нашей страны. А вдруг, спустя несколько лет, придется открывать новые школы? Вот только вернется ли в некогда родные стены изгнанный из них преподаватель?

Загир Арсланов
Категория: СМИ о Башкирии | Просмотров: 440 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру