Возвратившись в номер, Остап увидел, что молочные братья уже сидят друг против друга на полу и, устало отпихиваясь ладонями, бормочут: «А ты кто такой?» -- Не поделились? - спросил Бендер, задергивая портьеру. (И.Ильф и Е.Петров, «Золотой Теленок»)
Пусть никудышный, но союзник Несколько лет Россия терпела Белоруссию, единственного, как казалось, более-менее адекватного партнера на западных окраинах бывшего Советского Союза (в сравнении с самостийной Украиной и надменными прибалтийскими странами). Во всяком случае, на фоне очередного газового скандала в конце прошлого года между Россией и Украиной подобные проблемы с другим славянским государством не казались столь острыми. Однако причину современного обострения в отношениях между двумя, оказывается, не братскими странами нужно искать именно в них. Конфликт между Москвой и Минском вокруг повышения цен на российские нефть и газ, который разгорелся в конце прошлого года и на время привел к снижению объемов поставок российских энергоносителей в Белоруссию, показал, что за внешне благопристойным фасадом взаимоотношений между двумя странами скрыты глубокие противоречия. Стало ясно, что Россия больше не будет оказывать Лукашенко экономическую поддержку просто так. Премьер–министр Владимир Путин лично подсчитал, что российские субсидии в размере почти шести миллиардов рублей в год составляют более 40 процентов бюджета Белоруссии. А значит, батька, восхваляя самую лучшую постсоветскую экономическую систему, скромно молчит, что основой этого относительного благополучия стали дешевые российские нефть и газ. Но, понимая, что жизнь взаймы за счет России может когда–никогда закончиться, он на всякий случай не упускал возможности при разговоре с Западом называть русских империалистами. Шантаж последних - мол, не дадите денег, у меня другие друзья найдутся. Масла в огонь конфликта подлил глава российского Минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что у Белоруссии к концу третьего квартала 2009 года могут иссякнуть золотовалютные резервы, которые сейчас она использует на поддержку курса национальной валюты. Кроме того, российский чиновник оценил замену в Белоруссии рыночного механизма валютного регулирования административными мерами как «политику, ведущую в никуда, политику тупиковую». В связи с такой политикой белорусского правительства, резюмировал российский финансовый министр, необходимо очень тщательно решать, целесообразно ли предоставлять Минску новые кредиты, если он не сможет расплатиться даже с нынешними.
И здесь батьку понесло 29 мая Лукашенко заявил, уча, как школяров, своего премьера и председателя правления Нацбанка Белоруссии: - Хочу персонально предупредить вас, Сергей Сергеевич Сидорский, и вас, Петр Петрович Прокопович. Один приходит и рассказывает, как плохо в России, что там нет никакого движения, и заставляет меня ставить вопросы перед президентом России и перед Владимиром Путиным, что там они нас не слушают. С сегодняшнего дня это время закончилось, наступает другое время. - Не получается в России - не надо кланяться, ныть, плакать, надо искать свое счастье в другой части планеты. Я это осознанно публично говорю. Мы вчера наблюдали интересную ситуацию, когда президент Беларуси сидит с Владимиром Путиным и абсолютно на дружеской ноте обсуждает вопросы, начиная от частных и заканчивая государственными. И нормальное идет обсуждение. А в это время Алексей Кудрин дает пресс-конференцию до заседания союзного Совмина, суть которой - посеять панику в Беларуси. - Он (Алексей Кудрин) полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать. Если у них такая хорошая экономика, так 10 процентов падения ВВП откуда? У нас другая экономика, но даем 1,5 процента роста ВВП (смотрите причины роста выше).
И молочные братья поссорились Ах, если бы у Александра Григорьевича была возможность вернуть свои слова обратно. Хотите искать счастье на другом конце планеты? Извольте. Тут, как по заказу, подошел срок введения нового технического регламента на молочные продукты в России. И белорусы попали. С 6 июня Роспотребнадзор запрещает реализовывать более 500 видов молочной продукции поставляемой союзным государством. В ответ демарш белорусского президента. Александр Лукашенко отказался 14 июня приехать в Москву на саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Причина была озвучена его пресс-службой, в обнародованном сообщении говорилось о сложившейся непростой ситуации «с ущемлением экономических интересов одной из стран-участниц ОДКБ», и пассаж о торговых войнах одних членов Организации против других. Москва сделала вид, что ничего страшного не произошло. Какой-такой протекционизм?! Устами российского президента случившееся было названо мясо-молочной истерикой. - Все проблемы должны решаться в ходе консультаций, которые, строго говоря, с нашими белорусскими партнерами и велись, в том числе и по молочной теме. В такой ситуации обычно принято поступать по-партнерски. Что это означает? Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Так ведь не было этого сделано! Александр Григорьевич Лукашенко не звонил мне и не говорил, что он собирается принять решение о том, чтобы не приезжать, - заявил Медведев. Не забыл наш президент упомянуть о том, что более 70 процентов белорусского молочного экспорта приходится на Россию, а по мясу эта цифра приближается к ста. Намек. Не образумитесь, самим же хуже будет. А на вчерашнем заседании правительства Владимир Путин, комментируя конфликт с Белоруссией, вспомнил свое ленинградское детство. - У нас в таких случаях говорили: «Кто так обзывается, так сам называется». Не напоминает ли подобный обмен «любезностями» выяснение отношений между Михаилом Самуэлевичем и Шурой Балагановым?
Критика изнутри В период глобального кризиса велико искушение правительств защитить своего производителя и закрыть местные рынки сбыта для «чужой» продукции. Однако разрыв налаженных торговых связей может в конечном итоге обернуться экономическим ущербом не только для чужаков, но и для отечественных производителей. Этот суровый закон действует не только на уровне межгосударственном, но и региональном (внутри одной страны). Российские регионы уже предупреждены Президентом Медведевым – возведение барьеров на пути торговых потоков из других субъектов федерации (а чаще всего под такой сепаратный протекционизм «попадают» регионы-соседи) повлечет за собой отдельное строгое разбирательство с каждым отдельным губернатором. Подобный протекционизм грозит параличом всему внутреннему региональному рынку страны и, как следствие, ухудшению общей экономической ситуации. Предупреждение последовало после скандала на алкогольном рынке России. Так как часть акцизных налогов с горячительных напитков остается в региональных бюджетах, у некоторых местных властей возникло непреодолимое искушение дать зеленый свет своим винокурням и выставить красный – чужим. Иногда даже с учреждением специальных актов, как это было, например, не так давно в Татарии. В действиях татарского премьер-министра, подписавшего такие документы, ФАС нашел признаки нарушения статьи 16 и 15-ой Закона «О защите конкуренции». Те же нарушения ФАС разглядел еще в 10 регионах страны и возбудил против их руководств административные дела. Башкирия попала в это число. Более того. Комитет ТПП по аграрной политике выяснил, что масштабные региональные барьеры стали возводиться не только на рынке алкоголя, но и на рынке молока, муки и других продуктов. - Я скажу антимонопольному ведомству, чтобы они разобрались со всем этим, - негодовал Медведев. - Мы внутри страны не должны делиться. …У нас ситуация сложная, но не настолько сложная, чтобы принимать какие-то защитительные меры, и потом - это путь в тупик. Считается, что Башкирия по производству молока занимает первое место в стране (поверим цифрам Башстата?). В местных магазинах представлена молочная продукция, в основном, местных переработчиков молока. Некая часть молока и молочной продукции, произведенной в республике, уходит в соседние регионы. Как ни странно, оттуда в республику тоже приходят молоко, кефир и прочее. Остается надеяться, что сепаратный протекционизм обойдет Поволжско-Уральский регион стороной.