Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2007 » Апрель » 23 » История республики в трудах А.З. Асфандиярова
4:43 PM
История республики в трудах А.З. Асфандиярова
На днях в райбиблиотеке состоялся «круглый стол», посвященный научной и литературной деятельности нашего земляка А.З. Асфандиярова и 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. В беседе приняли участие представители общественности города и района, учащиеся школ. Среди выступавших были учителя истории, библиотекари, директора Чингизовской и Гадельбаевской школ З.К. Губайдуллин и И.И. Файзуллин, а также краевед А.З. Сайгафаров, который подготовил предлагаемую публикацию о трудах ученого.
Анвар Закирович Асфандияров, уроженец д. Чингизово нашего района, окончил МГУ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры БАССР (1985 г.), отличник высшей школы СССР (1984г.). Работал учителем Башкирской республиканской школы-интерната №1, с 1968 по 1974 год – в ИИЯЛ академии наук и последние 30 с лишним лет работает в БГУ. Наряду с преподавательской ведет широкую научно-исследовательскую работу. Она в основном посвящена политической, социально-экономической истории Башкортостана в XVIII и первой половине XIX веков, военной службе башкир, мишарей, типтярей, кантонной системе управления, проблемам семьи и брака у башкир.
Профессор А.З. Асфандияров своей продуктивной творческой работой снискал большой авторитет в ученом мире и широко известен среди населения республики. Он автор двух десятков книг, более 300 научных статей, опубликованных в газетах и журналах. Это – результат многолетней исследовательской работы в архивах Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Казани, Перми, Саратова, Самары, Челябинска и других городов.

Книги и монографии ученого
1. Семья и брак у башкир в XVIII и первой половине XIX веков (1989 г.). Учебное пособие.
2. История сел и деревень республики. Всего 10 книг, в которых охвачено 45 районов. Это тысячи населенных пунктов, десятки тысяч имен. Книги пользуются большой популярностью и спросом. Только по нашему району во II томе издания описано 107 населенных пунктов с указанием времени их основания, имен основателей, выдающихся личностей из коренных жителей и рода их занятий.
Ученый не ограничивается описани-
ем населенных пунктов только в нынешних границах республики. Он охватывает населенные пункты в границах исторического Башкортостана, то есть, от Волги до Тобола, от Сылвы и Камы на севере до Яика на юге, где исконно проживают башкиры. Об этом свидетельствуют книги «История башкирских сел и деревень Пермской и Свердловской областей РФ» (1999 г.) и «История башкирских деревень Саратовской и Самарской областей РФ». Благодаря этим трудам ученого, наши соплеменники, проживающие ныне за пределами республики, смогли найти свои национальные корни, уточнили свое происхождение. Интересно отметить, что самарские башкиры, оказывается, тоже представляют бурзянский род.
Как известно, несколько десятилетий численность башкир в Башкортостане уменьшалась и народ, давший имя республике, занимал в ней по этой части третье место. Причиной этому было то, что большая часть населения северо-западного Башкортостана под влиянием соседей, а также из-за незнания истории своей этнографии и ряда других обстоятельств, на переписях населения записывалась татарами.
Перед последней переписью населения профессором А.З. Асфандияровым было проведено комплексное (демографическое) этнографическое и историческое изучение северо-западного Башкортостана. Было установлено, что подавляющее большинство населения, потерявшее за несколько десятилетий родословную нить, имеет башкирские корни. В результате этого по последней переписи населения численность башкир по сравнению с предыдущей (1989 г.) возросла на 24,4 процента. По своей численности башкиры ныне занимают второе место в республике. В этом большая заслуга Анвара Закировича, его книги «Западные башкиры. По переписям 1795-1917 гг.», которая вышла в 2001 году и помогла раскрыть людям истину об их национальных корнях.
За последние два года одна за другой вышли из печати три книги ученого. В конце 2005 года – «Кантонное управление в Башкортостане в 1798-1865 гг.». В начале 2006 года – «Башкирские тарханы» и в конце этого же года – «Башкирия после вхождения в состав России». Все они на основе документов отражают правдивую историю конца XVIII и первой половины XIX веков, которая ранее никогда и никем не освещалась.
Эти труды ученого в период подготовки к 450-летней годовщине добровольного вхождения Башкирии в состав России как никогда кстати. Через них нынешнее поколение будет наиболее полно и ясно представлять историю нашего народа, его неустанную многовековую борьбу за сохранение права на самоуправление, незыблемость территории, природных богатств, оставаться со своей культурой, обычаями, религией и, в конце концов, самим собой.
Возьмем труд Анвара Закировича «Кантонное управление в Башкортостане». Кантонный период охватывает почти 70 лет. Автор, исследуя этот отрезок истории, выявляет причины введения кантонной системы, ее суть, влияние на экономический, социальный уклад жизни населения. Отвечая на вопрос о причинах введения этой системы и почему она введена только в этом крае, автор отмечает, что это было после крестьянской войны под предводительством Пугачева. Реформа была направлена на исключение впредь повторения Пугачевщины. Оказывается, еще до введения кантонной системы в 1774 году, рассматривался вопрос о необходимости перевода башкир в крепостное сословие путем раздачи их помещикам, «чтобы пресечь их вольность и склонность к возмущениям». Однако, после длительного обсуждения, генерал-губернатор Оренбургского края Игельстром выступил против плана и Екатерине II писал о башкирах: «Почти ни один год не проходит, чтобы не рождалась искра, стремящаяся воспламенить внутреннее беспокойство», «лишь бы только явился отважный предводитель».
Видимо, это предупреждение остановило царское правительство от первоначального плана. Но властям надо было удержать башкир от выступлений с оружием, от бунтов против правительственных действий на их землях. Как известно, была попытка поголовной христианизации. За что платили вознаграждение в 7 руб. 15 коп. серебром. И 10 апреля 1798 года был узаконен вопрос перевода башкир в военно-казачье сословие, и оно сохранялось до 1865 года. Территория была поделена на кантоны, они на станы, последние на юрты. В каждой юрте должно было быть от 700 до 1000 душ мужского пола. Вот, к примеру, деление на юрты в 1842 году: на территории нынешнего Баймакского района было 11 юрт. Так, в 4-ую юрту 6-го кантона входили дд. Мряс (66), Тавлукай (221), Сынгиз (177), Янзигит (95), Абдрахман (37), Мухамет (113), Амин (136), Исхак (54), Хасан (26). Всего 925 душ мужского пола.
Ученый А.З. Асфандияров далее говорит о причинах такого решения царского правительства. Вовлекая башкир в военное положение, генералы русской армии могли ими командовать и не допускать восстаний, защищать силами башкирских воинов юго-восточные границы России от киргиз-кайсацких набегов.
Военная служба башкир была выгодна для России, ибо они службу по охране границ несли за свой счет, т.е. обеспечение каждого парой лошадей, обмундированием, снабжение провиантом были возложены на местное население. Это освобождало госчиновников от забот по снабжению войска.
Кантонное управление возлагало на башкирское население охрану пограничной линии России, проходящей от верховьев реки Тобола по реке Уй вниз по Уралу и до Каспийского моря. Эта линия была поделена на 5 дистанций линейно-пограничной службы: 1-я – от Звериноголовской до Верхнеуральска; 2-я – от Верхнеуральска до Орской крепости, близко к современной границе Башкортостана и Баймакского района. Сюда входили крепости: Верхнеуральская, Магнитная, Кизильская, Уртазымская, Таналыкская; 3-я – от Орской крепости до Оренбурга; 4-я – от Оренбурга до Уральска; 5-я – от Уральска до Гурьева. Из них на 4-х дистанциях службу несли башкиры и мишари. Лишь последняя дистанция от Уральска до Гурьева охранялась Оренбургскими казаками. Но не только это. В обязанности башкир входили еще и благоустройство городов, строительство дорог, мостов, почтовая повинность, заготовка лесоматериалов, дров и т.д.
О военной службе башкир в казачьем войске и походах, предпринятых царским правительством очень много оставлено лестных, похвальных высказываний военноначальников, где отмечается их искусство в верховой езде, мастерское владение пикой и стрелой, неутомимость и неприхотливость, выносливость в походной жизни и крепость их лошадей.
Книга эта хорошо иллюстрирована. Даны картосхема территории исторического Башкортостана, батальные сцены, портреты генерал-губернаторов Оренбургского края и др.
Книга является ценным пособием для историков, краеведов и просто для каждого интересующегося историей Башкортостана и России.
Следующий научный труд А.З. Ас-
фандиярова последних лет – это книга «Башкирские тарханы», изданная в 2006 году тиражом 3000 экземпляров. Она начинается с объяснения смысла и происхождения слова «тархан». Оказывается, оно индоевропейского происхождения, проникло в тюркскую среду через иранцев. У тюрков это почетное звание, первоначально – судья, у монголов – дархан, у венгров – тархан.
От иранцев слово перешло к тюркоязычным скифам, от них – восточным славянам (русским). Исследовав название, автор книги приходит к выводу о том, что слово «тархан» вначале было известно как имя, затем как должность, потом как социальная прослойка (сословие).
В XII веке в государстве Дешт – и – Кипчак крупные чиновники, аристократы назывались тарханами. В тюркоязычной Волжской Булгарии по словам арабского путешественника и писателя Ибн-Фадлана самый знатный и выдающийся из знати назывался тарханом. Тархан – значит, представитель высшего круга, объясняет ученый А.З. Асфандияров на основе изучения многих древних источников.
Далее в книге преподносится подробная характеристика тарханству в России и Башкортостане, численности тарханов, особенности их службы, говорится об их правах и обязанностях.
Тарханы в свое время были опорой и доверенными лицами государственной власти России в башкирском крае.
Далее автор продолжает книгу описанием известных башкирских тарханов Алдара Исекеева, Исмагила Тасимова, Алибая Мурзагулова, приводит отрывки из Указов царей о присвоении этого почетного звания, называет имена тарханов и изображения тамги башкирских тарханов и волостей (племен).
По Бурзянской волости названы более сотни имен тарханов. Их праправнуки, естественно, проживают ныне среди нас. Тот, кто занимается изучением и составлением своей родословной (шэжере) может, безусловно, выйти по книге на своего предка-тархана.
Вот выдержка из Указа о присвоении тарханского звания башкирам бурзянского рода:
1. Тархану Алдарбаю Исекееву, детям ево, племянникам и внучатам, за бытие им Алдаром в Крымском и Азовском походах и за три полученные им раны, также и за убивство сразившегося с ним Черкашенина, за поимку языка Крымчанина, объявление его Величеству блаженныя и вечной славы достойныя памяти Государю Императору Петру Первому. Это – известный всем нам Алдар-батыр.
Далее говорится о башкирце Шиме-батыре и его деде Биише-тархане. Как известно, самое древнее название села Темясово было Шим. Похоже, этот тархан и есть основатель деревни Темяс. Среди тарханов есть также имена Акназар, Котлоюл (древнее название д. Тавлыкай), Мавлют, Максют, Аиткул, Юмакай (Юмаков – фамилия отца Хусаинова Абубакира хэзрэта из Темясово) и другие.
Новейшая книга – «Башкирия после
вхождения в состав России» (вторая половина XVI – первая половина XIX вв.) издана в 2006 году.
На основе новейших исследований опубликованных и архивных источников, автор прослеживает как вольная, необузданная Башкирия становилась внутренней областью Российского государства, превращаясь в ее органическую часть. Процесс ярко и выразительно показан в семи главах книги. С самых первых страниц она вызывает живой интерес. Мы с вами башкиры. А когда и кем впервые было произнесено слово башкир, кем впервые записано в литературе? Что обозначает оно? В книге простым доступным языком повествуется о том, как жили, чем занимались башкиры до присоединения к России, кто управлял обществом, какие изменения произошли в их жизни после вхождения в состав России.
Политика Российского правительства в землепользовании, меры по переводу полукочевых жителей в оседлость, промышленная политика, рудознатство, рудопромышленность. Здесь говорится об Исмагиле Тасимове, который являлся инициатором открытия Горного института в Санкт-Петербурге. Далее речь идет о семейно-брачных отношениях, формах семьи, формах брака (калымный брак, брак умыканием, колыбельное сватовство), левират (деверь), сорорат (сестра).
Обо всем этом рассказал профессор в этой замечательной книге. Если до последних лет даже человек, окончивший исторический факультет Башкирского университета, не мог получить элементарные сведения о своей малой Родине, то сегодня благодаря трудам из вышеназванных книг профессора А.З. Асфандиярова, успешно сможет это сделать каждый школьник.
Подводя итог всему сказанному, хочу заключить, что наш земляк, профессор А.З. Асфандияров вооружил нас знанием истории родного края. Он вносит большой вклад в историю Башкортостана, в целом в Отечественную историю. Естественно, свой благородный труд Анвар агай посвящает к 450-летию добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства.
А. Сайгафаров, краевед
Просмотров: 2842 | Добавил: baimvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Апрель 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру