Из выступления министра образования РФ Андрея ФУРСЕНКО на совещании педагогической общественности в г. Санкт-Петербурге
В новом учебном году С 1 сентября вступил в силу закон об обязательном полном среднем образовании, который ориентирован на право каждого человека закончить одиннадцатилетку. Если ученик пожелает уйти из школы после 9 класса, то продолжить своё образование он имеет право уже и в других учебных заведениях. Это позволит повысить уровень подготовки молодых людей, благодаря чему увеличатся их шансы на соответствующий социальный статус. В связи с этим нужно начинать вести серьёзную работу и с учителями, и с родителями. Сегодня государственные образовательные стандарты жёстко регламентированы. Есть федеральный компонент – предметы, обязательные для изучения на всей территории России. Он составляет 75 процентов. Есть и ещё и доля регионов – 15 процентов. Сюда входят предметы, которые могут вводиться только в школах определённого субъекта. Ещё 10 процентов отдаётся самим школам. Теперь же мы предлагаем ввести базовый стандарт – 70 процентов предметов, а остальную часть (то есть 30 процентов) будет определять или школа, или регион. По этому поводу решение будет приниматься на местах. О зарплате учителей В настоящее время учителя получают зарплату в зависимости от нагрузки: чем больше уроков провёл, тем больше получил. В итоге педагоги вынуждены брать на себя двойную, а то и более нагрузку. Министерство же предлагает другой принцип оплаты труда учителя. Будет увеличена та часть бюджета школы, которую администрация может потратить на доплаты своим педагогам. В итоге школа будет сама решать, кому из учителей прибавить зарплату. Кстати, нашим детям нужно доверять. Они тоже имеют право оценивать работу своих преподавателей. Ведь главный человек в школе – это ребёнок. Ради него и делается всё. О ЕГЭ Это наша первая попытка создать универсальную для всей страны систему оценки качества образования, независимую от личности экзаменатора, от отношений с директором школы. Мы открыты для дискуссий по усовершенствованию её, и в то же время мы должны понимать, что ЕГЭ от эксперимента переходит в штатный режим. Я считаю неверным ощущение, будто с введением ЕГЭ у нас весь курс 11-летней школы сведётся к тому, что надо ответить на экзамене. Экзамен и умения человека – это два разных вопроса. Давайте не будем их путать. Существует проблема повышения качества образования. И она может быть решена через ЕГЭ, через так называемую систему портфолио, через олимпиады. Но помимо этого необходимо понять, чего мы хотим от ученика «на выходе», что он должен знать и уметь. Этим и занимаются эксперты, разрабатывая новые стандарты. Об Интернете Даже в самой отдалённой точке страны должен быть доступ к новым образовательным технологиям. Вообще, для России это революционный прорыв. Ещё года два назад это казалось нереально. О медалистах Медалисты останутся, но их льготы исчезнут. В последние годы медали в школах выдавались большому количеству выпускников, а поступая в вузы, эти ребята, к сожалению, даже при небольшом конкурсе не могли доказать, что они достойны этой награды. Поэтому с переходом на новую систему проверки знаний льготы будут отменены. О молодых специалистах В педагогических вузах страны учится достаточное количество студентов, однако их выпускники, даже обучающиеся за счёт госбюджета, идут работать не по специальности. Настала пора исправлять эту ситуацию. Основная причина этой проблемы состоит в том, что молодых учителей во многих школах просто не ждут. Согласитесь, в школах есть учителя, которые просто идут отработать своё время, без особого желания и любви к детям. Кто не может работать с детьми, должен уйти. Это работа для влюблённых в свою профессию людей. Теперь у нас будут расти требования не только к знаниям школьников, но и учителей. о демографическом спаде В этом году впервые сократилось количество выпускников 11 классов (на 9 процентов). Следовательно, началось существенное уменьшение и количества студентов. В связи с этим в вузах должны выработать новую стратегию. Да и министерство установит определённые требования по приёму, по которым всех подряд они подбирать не будут. О физкультуре в школе Стандарты преподавания физической культуры в российских школах должны быть пересмотрены. Мы планируем, что они будут сформулированы уже к лету следующего года. Уроки должны быть интересными, тогда и дети будут на них ходить с удовольствием. Ведь сейчас появилось столько новых технологий. Упор нужно делать на игровые виды спорта, аэробику (для девочек) и секции по различным видам спорта. К примеру, вместо обычной сдачи нормативов ГТО следует проводить межшкольные или межрайонные соревнования. О чипсах и коле Как известно, существуют так называемые «вредные продукты»: чипсы, гамбургеры, кока-кола. И они действительно вредные, я уже не говорю о том, что к ним наступает привыкание. Поэтому мы вправе ставить вопрос о том, чтобы эти продукты не продавались в школах. Но для того, чтобы дети ели полезную пищу, она должна быть вкусной, более того, внешне привлекательной и даже, можно сказать, модной. Если школьная еда будет максимально полезной, но при этом невкусной, ребята всё равно найдут способ, чтобы купить чипсы или гамбургер, а школьная еда окажется на помойке независимо от степени своей полезности и того, какие деньги на неё затрачены. Сегодня уже осуществляются определённые договорённости с рядом российских специалистов в области пищевой промышленности, готовых принять участие в этом процессе. Идёт и подготовка пилотного проекта, цель которого – разобраться, как создать такое питание для детей, чтобы оно соответствовало таким требованиям, как вкусно, полезно, недорого. Какой должна быть школа? Такой, в которую хочется ходить каждый день и в которой хочется учиться, в которую родители не будут бояться водить своих детей, в которых педагоги будут учить разумному, доброму, вечному…