Районный конкурс на лучшую методическую разработку, посвященный 80-летнему юбилею А. Галлямова, 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, завершился. Сегодня мы представляем педагогическое эссе победителя конкурса – педагога городской СОШ № 3 Фариды Мурзабаевой. Тема её работы «Использование национально-регионального компонента в предмете «Математика». Башкирия – моя земля и небо, Моя любовь, мой соловьиный край! Мне жаль того, кто здесь ни разу не был, Мне жаль того, кому не пел курай… Башкирия – моё второе сердце, Второе солнце у меня в окне. Чтоб на тебя досыта наглядеться Не два, а двадцать глаз иметь бы, мне. Моя республика, многонациональная и многоликая, бурно развивающаяся, современная и богатая старинными традициями, обычаями, уходящими своими корнями в глубину веков. Прекрасный щедрый край, воспетый великими русскими писателями и нашими земляками. Край, завораживающий богатством и красотой природы и души народа. Во мне живут два удивительных чувства: безграничная любовь к родной земле и огромная любовь к математике. Я часто задумываюсь над тем, как мне, учителю математики, воспитать через мой предмет патриотизм и уважение к истории и культуре нашего народа у своих учащихся? Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материалы) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа и условий жизни детей разных национальностей. Ученику, моему воспитаннику, легче постичь математику, развить своё мышление, если дать ему возможность увидеть применение математических знаний для его условий жизни. Значит, есть две возможности в повседневной работе учителя. Первое – ведение уроков по готовому учебнику и задачнику. Второе – проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами с учётом особенностей культуры своего региона, традиций, обычаев, языка народа, способных формировать его менталитет, показав практическую направленность школьного курса математики, и при этом полностью осуществить образовательные и воспитательные функции предмета «Математика». Вокруг так много материалов для интересных и ярких уроков! Уроки-праздники, уроки-очерки, уроки-путешествия, уроки деловой игры делают математику живой и привлекательной для учащихся. В то же время такие уроки в полной мере достигают образовательной, развивающей и воспитательной целей урока. Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников и положительной атмосферой на его уроках. Участвуя в этом увлекательном учебно-воспитательном процессе, ученики выполняют творческие задания на составление сюжетных задач с использованием местного материала, раскрывая при этом свою индивидуальность. Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для каждого ученика. Задачи с использованием национально-регионального компонента привносят в урок эмоциональность и красочность, показывая связь математики с жизнью башкирского народа. Так я стараюсь раскрыть всё многообразие жизни республики в предмете «Математика», развиваю интерес учащихся к её изучению, воспитываю патриота, гражданина Республики Башкортостан.