Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2008 » Март » 12 » Башкиры бурзянского племени в трудах ученых и архивных документах
10:17 AM
Башкиры бурзянского племени в трудах ученых и архивных документах
Как известно, начавшийся год в масштабе страны объявлен Годом семьи, а в нашей республике еще Годом социальной поддержки семьи. В связи с этим в Баймакском районе, в нашей малой родине, решено обратить внимание и увязать нынешнюю семью с родом,  племенем и проследить их развитие.  Имея при этом в виду, что семья – это часть рода, племени, нации и что благополучная, образованная, богатая, сильная семья является  надежной и мощной опорой страны. У каждого рода были и есть личности с которых можно и нужно брать пример, на кого равняться. Есть серьезная необходимость каждому более глубже изучать историю своей родословной, рода, быть достойным продолжателем славных дел предков и бурзянского племени.
Великий сын башкирского народа Ахметзаки Валиди Тоган в своих научных трудах по истории башкир и при общении с людьми в обыденной жизни постоянно обращал внимание родоплеменной принадлежности людей, подчеркивал и замечал свойственные черты характера, физический тип того или другого рода и племени. У Ахметзаки Валиди с бурзянцами были особые, тесные  и давние связи (об этом позже подробнее).
Бурзянское племя вместе с другими племенами Гайна, Юрматы, Усерган, Тангаур, Тамъян, Кипчак, Мин, Айле, Катай, Табын, Сальют, Макатин, Кузей, Кошсо, Куакан, Опэй, Терсяк, Сингрян, Сызгы составляет башкирский народ, вносил и продолжает вносить достойный вклад в развитие нации, рост экономики, культуры, возрождение добрых обычаев и традиций.
Этническое происхождение и историческое развитие башкирских племен проходило по-разному. По утверждению большинства ученых-исследователей, башкирское племя бурзяне (бурджане) этнически восходит к тюрским племенам Центральной Азии, которые в первой половине I тысячелетия нашей эры переселились в Среднюю Азию, оттуда на юг до  хребтов Хорасана (север Ирана), затем к подножьям Памира.
В первой половине I тысячелетия нашей эры бурзянское племя мигрировало по нижнему течению  реки Сырьдарьи и берегам Аральского моря.
Башкирский ученый-просветитель Мухаметсалим Уметбаев писал, что бурзяне как этническая группа существовали еще со времён Александра Македонского (356-423 гг. до н.э).
Сергей Руденко, ученый-этнолог, действительный член Русского географического общества, пишет: «В самом I тысячелетии, не позднее VШ века до н.э.  с Востока проникли  племена монголоидные, которые уже в VП веке до н.э. являлись одним из существенных компонентов в физическом типе населения Башкирии. Предки бурзян в I тысячелетии до н.э в общей волне движения кочевников мигрировали в Среднюю Азию, в V1-VП веках кочевали в  долине Мургаба в Бухарском оазисе, где расположены и «Башкирские горы».
О том, что обозначает само слово (этноним) бурзян, у ученых до сего времени единого ясного объяснения нет. У одних это от тюрского джан - «человек», «люди», «племя», у других от персидского существительного с суффиксом ан, как дуван, усерган, тамъян. Однако не имеет объяснения корень слова «бур».
На формирование бурзян (бурджан) оказало влияние их пребывание в тюрко-печенежской, иранской, угорской среде Приаралья, позже в булгарской среде Приазовья. В VI-VIII веках тюрские племена вели длительную войну с эфтолитами (объединение племен, вторгшееся в Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию) и разгромили их. А эфтолиты были ираноязычными. В этой войне участвовали вместе с тюрками и бурджане.
По мнению историков, в VII, особенно в VIII и IХ веках часть бурджан по северу Аральского и Каспийского морей переселились на Причерноморские степи и Северный Кавказ. Значительная часть осталась на  Присырдарьинских и Приаральских степях, они рассыпались и на  Приазовских степях. Таким образом, был период, когда бурджане расселились на огромной территории. В последующих VII-VIII веках с формированием Хазарского каганата в Приазовье и распада Великого Булгарского государства часть бурджан вместе с булгарами мигрировала на запад на Дунай, впоследствии вместе с дунайскими булгарами стали славянами и приняли христианство. Большая часть бурджан мигрировала с Приаралья на север в Поволжье, Приуралье и расселилась в верховьях реки Ик (притока Камы), Большой и Малый Кинель, долине р. Дёма. А в начале ХIII века при нашествии монголов под их давлением бурзяне мигрировали на юг Урала, расселились по берегам верховьев Агидели и Яика. Часть бурзян освоила горно-лесные территории, а другая часть нашла пристанище в верховьях реки Сакмар, далее в Зауральских степях.
В ХVI-ХVII веках наблюдалась обратная миграция, переселение бурзян на юг и запад. При этом они занимали территории по рекам Большой и Малый Ик (приток р.Сакмара), Юшатыр (приток р.Салмыш), другая  часть вернулась в  долины рек Большой и Малый Уран, Ток (притоки р.Сакмара), Дёмы. По долине Дёмы бурзяне селились на землях племени Мин, одни получив право вотчинников, другие как припущенники. Здесь ими было основано 16 аулов. К ХVIII веку бурзяне расселились в соседстве с племенами Кыпсак, Тамъян, Тангаур, Усерган, Юрматы. Третья группа бурзянцев освоила долины рек Иргиз, Каралик и Камалик. Поводом для обратной миграции ученые считают потребность в больших пастбищных и сенокосных угодьях в период полукочевого скотоводства. Увеличение плотности населения в Присакмарье и Зауралье вынуждало осваивать новые площади и на востоке. Бурзяне уходили и переселялись на левый берег Яика, где у них происходили постоянные стычки с казахами.
В 1229 году татаро-монголы покорили Булгарское ханство и вместе с ним входившую в его состав юго-западную часть Башкирии, а в 1236 году в состав Золотой Орды вошла  и юго-восточная её часть, в том числе и бурзянские башкиры. Они были обложены ясаком. Размер его составлял одну десятую часть стада (С.И.Руденко, Башкиры, стр.27).
Победа на Куликовском поле, одержанная русским народом под предводительством великого князя Дмитрия Донского 8 сентября 1380 г. над ордами Мамая, оказалась настолько сокрушительной, что после этого Золотая Орда уже не могла оправиться и некогда могущественное государство прекратило свое существование. Находившиеся под татаро-монгольской властью башкиры увидели возможность освобождения от ига. Но в то же время вся Башкирия была расчленена на Казанскую, Осинскую, Сибирскую и Ногайскую дороги. Бурзянские  башкиры оказались в составе Ногайской орды. Она образовалась из союза обособившихся кочевых племен на юго-востоке Золотоордынского ханства.
П.И. Рычков в своем труде «Топография Оренбургской губернии» (Уфа, «Китап»,1999г.) пишет: «Ногайские башкиры от своих владельцев были разграблены и пропитание свое имели с крайней нуждою от ловли  зверей и рыбы».
А другой учёный С.И. Руденко пишет: «В то же время в ногайской части Башкирии происходила большая усобица между ногайскими мурзами и башкирскими старшинами, стремившимися освободиться от чужеземного господства». (Башкиры, Уфа, «Китап», 2006 г., стр.28).
До присоединения Башкирии к Русскому государству родовыми общинами племен, улусов, аймаков управляли бии (бий). Эта должность обычно была наследственной.
По дошедшей до нас легенде, известен Бурзян-бий, который в ХШ веке получил от монгольского хана ярлык на владение землями, принадлежащими  своему племени, и родовую тамгу. По преданиям, прах Бурзян-бия покоится между деревнями Акбулат и Гадельгарей (территория нынешнего Бурзянского района). После получения ярлыка на собственность, Бурзян-бий пригласил биев соседних племен и уточнил границы между соседями. С Бурзян-бия начинается  шежере племени бурзян. Он и считается  родоначальником.
Бурзяне, как и все другие тюрские племена,  имели свои родовые атрибуты. Это – основная тамга племени – Т-Ягылбай (дербник), птица – Ыласын (Ястреб), дерево – Карагас (лиственница), оран (боевой клич) – Тарауыл, которые передавались по наследству. Большое значение имела родовая тамга. Она использовалась как межевой знак на землях, при подписании официальных документов, для таврения скота, бортевых  деревьев и.т.д.
Бурзянское племя состояло из основных родов: Мунаш, Ямаш, Янсары, Байулы (Байсары). В середине XVIII века еще были известны роды: дир-бурзян, нигай, карагай-бурзян. В то время насчитывалось в6 бурзянских волостей. Из них 4 находились в Верхнеуральском уезде, где старпшинами волостей служили Туркмен Янсаитов (д. Тукмен) в его ведении было 39 дворов: Таулыкай Сураков (д. Таулыкай) - 209 дворов; Имин Назаров (д. Назар, Атангул) - 134 двора; Биктимир Мутаев (д. Сибай) - 115 дворов. Одна из волостей находилась в верховье речки Уршак в белебеевском уезде, где старшиной был Аслай Курменкеев (д. Курманкеево, ныне Давлекановский район), еще одна волость была в Оренбургском уезде - 204 двора во главе со старшиной Бикбаем Ясаковым (А.З. Асфандияров. История сел и деревень. Уфа, Китап, 1998 г. стр. 7).
Время возникновения первых поселений бурзян неизвестно. В XVII веке большинство деревень носили имена основателей племени и родов: Бурзян, Мунаш, Ямаш, Янсары, Байсары, Нугай. Позже они названы другими именами или стали сторыми именами. От первых поселений отпочковались дочерние деревни. Так, темясовцами были основаны деревни Булат (Мунаш) на р. Большой Кизил, ныне в Абзелиловском районе, деревни Галиакбер, Субхангул, Мусят, ныне в Бурзщянском районе, или от деревни Яикбай (Нугай) отпочковались 2 деревни Абдряш (Нугай) на реке Большой Кизил (Абзелиловский район) и др.
Далее из шежере, документа, скопированного бывшим кантонным начальником Хасаном Байназаровичем Биишевым (уроженец д.Хасан) в марте 1864 года, мы узнаём следующее:
«В 1552 году царь Иван Грозный взял Казань, и по его требованию башкиры четырех родов отправили к нему в Казань лучших людей: от усерганов Бикбава, от бурджанов – Искибия, от кыпчаков – Мешавали Каракуджака, от Тамъянов – Шагали Шакмана.
Иван Грозный принял башкирский народ   на службу и взял его под  покровительство. Четырем биям он пожаловал тарханское достоинство. Они просили обмерить земли и дать им по грамоте. Иван Грозный направил приказы в Ногайскую и Сибирскую дороги, чтобы люди «семи родов» позволили бы обмерить их земли и платили  за них ясак.
Землевладения усерганского, тамъянского, бурджанского и кыпчакского родов поделены и записаны в книгу в Казани. И каждый из них направился на известные свои земли и сел на них.  А для того, чтобы у сыновей сынов их последний день был покойным, за эти земли они согласились платить лисий ясак и платили лисий ясак».
 (Башкирские родословные, РАН УНЦ РБ. Уфа, «Китап», 2002г).
Далее С.И. Руденко пишет:
«Посольство усерган, кипчаков, бурзян и тамъянцев было в конце 1556 или в начале 1557 г, т.е. зимой. По свидетельству башкирских шежере, оба посольства добирались до Москвы на лыжах. Они были приняты и обложены ясаком, как и минцы. Одновременно были подтверждены права башкир на владение теми землями, которые остались после ухода ногайцев с территории Башкирии за Яик, на Кубань». (Башкиры. Уфа, «Китап», 2006г, стр.28).
До присоединения к России у бурзян существовала родоплеменная структура общества. Как орган родоплеменного самоуправления общиной служил йыйын (общественное собрание). В его функции входили регулирование взаимоотношений с соседями, уточнение границ территорий, улаживание межродовых споров и трений, установление порядка перекочевок, обеспечение сохранности окружающей  природы. У каждого рода был свой старейшина-аксакал. Это глава рода, почтенный человек, слово его было решающим. Он же хранитель и транслятор преданий, старинных обрядов и традиций, передающий опыт  предыдущих поколений последующим. Именно они регулировали общественное мнение, нравственный климат, дисциплину и порядок в родовой общине, а совет старейшин, аксакалов – во всем племени и округе.
А. Сайгафаров, краевед.
(Продолжение следует.)
Просмотров: 6039 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 1
1 1  
0
Не стоит делать из Валидова "Великого сына башкирского народа". Этот "сын" якшался с Гитлером и не гнушался участвовать в организации эсэсовских соединений, участвовавших в зверствах на территории Белоруссии. Кроме того, он сотрудничал с абвером в Турции в годы Второй мировой войны. Личность, мягко говоря, неоднозначная, не стоит садится в калошу с его возвеличиванием.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру