В начале 90-х годов из-за кризисного состояния экономики страны произошли изменения в сознании людей и в отношении к труду. Многие кинулись перепродавать готовую продукцию и получать от этого прибыль, не производя материальные ценности. Трудиться стало немодно. Большинство выпускников школ выбрали гуманитарно-экономические учебные заведения. Это привело к перенасыщению рынка труда одними специалистами, например: экономистами, юристами, учителями начальных классов и к острому дефициту работников технических специальностей высшего и среднего звеньев. Эта проблема до сих пор остается нерешенной. Изменились многие нравственные ценности. Молодое поколение стремится быть успешным и жить по-новому, но у них не развито понятие того, что труд был, есть и остается главным источником благосостояния людей и повышения экономики. Нужно воспитывать у молодого и сохранять у людей старшего поколений отношение к труду как величайшей жизненной ценности и главной человеческой потребности. Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране насчитывают более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Как выбрать профессию, чтобы она приносила не только финансовый доход, но и духовную удовлетворенность? Наиболее значимыми при выборе профессии являются: престижность профессии; качества личности, присущие представителям этой профессии; принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Для решения проблем с нехваткой технических кадров среднего звена Баймакского района и Зауралья в 2004 году в городе Баймаке был открыт филиал Уфимского топливно-энергетического колледжа по специальностям: «Экономика, бухгалтерский учет и контроль»; «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»; «Техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования»; «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляций»; «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Задачами воспитания и обучения в филиале занимаются опытные инженеры-преподаватели специальных дисциплин: Гирфанов Р.М., Самарбаев Ю.С., Баишев А.А., Амиров Ф.Ф., Маннапова Р.М. и другие. Основное место в обучении занимают физико-математические, общетехнические и специальные дисциплины. Так же, как преподаватель инженерной графики, считаю, что изучение моей дисциплины знакомит студентов с широким кругом технических понятий, которые необходимы при освоении других дисциплин. Чертеж является одним из главных носителей технической информации, без которой не обходится ни одно производство, поэтому умение читать чертежи и знание правил их выполнения являются необходимым условием при подготовке в технических учебных заведениях. Наши студенты участвуют в научно-практических конференциях филиала, конкурсах, спортивных мероприятиях, занимают призовые места. По итогам выпуска 2006-2007 учебного года студент Биктимиров Р. защитил на «отлично» дипломный проект на тему «Газоснабжение улиц Куйбышева и Чапаева г. Баймака». По итогам экзаменов государственной аттестационной комиссии пять выпускников получили красные дипломы государственного образца УТЭК. Конечно, ни один процесс не обходится без трудностей. Наш филиал переживает период становления. Еще недостаточно оснащены многие учебные кабинеты, не хватает учебников, методической литературы. Но коллектив колледжа, его руководство систематически работают над улучшением материальной базы. Сделан ремонт фасада здания, эстетически оформляются внутренние помещения; приобретаются учебная литература, компьютеры, приборы и оборудование для кабинетов. Для студентов работают спортивные и танцевальные кружки, факультативы по дисциплинам. УТЭК является одним из ведущих колледжей республики, его выпускники высоко ценятся на рынке труда. Все специалисты филиала востребованы не только в нашем районе, но и за его пределами. Если вас манят освоение новых месторождений, работа в условиях Сибири, Крайнего Севера, то мы ждем Вас! З. Абдрашитова, преподаватель.