До 60-х годов прошлого столетия Зауралье республики, в том числе и наш район, испытывало большой дефицит современных транспортных коммуникаций – хороших автодорог. При динамично развивающейся экономике района и постоянном росте объемов грузоперевозок, это обстоятельство вызывало серьезные затруднения у хозяйствующих субъектов. Поэтому приказ по дорожному Управлению при Совете Министров БАССР от 20 ноября 1965 года об образовании на базе Баймакского прорабского участка Стерлитамакского ДСУ-1 самостоятельной дорожной подрядной строительной организации – ДСУ-3 был воспринят в районе с оптимизмом. Но новое управление главным образом занималось реконструкцией автотрассы республиканского значения Магнитогорск-Ира, позже – территориальных дорог Сибай-Акъяр, Юлдыбаево-Акъяр и Баймак-Серменево. До внутрирайонных дорог у него руки еще не доходили. Почти 20 лет оставалось до появления укрупненного ДРСУ на базе маломощных ДЭУ-532 и ПДУ-1354, а также ДПМК-8 (впоследствии – ДСПМК) республиканского «Агропромдорстроя». А дороги с асфальтовым покрытием нужны были уже тогда. Как говорится, свято место пусто не бывает. И вот в отсутствии какой-либо конкуренции, в Баймаке, на пустыре рядом с мясокомбинатом задымил кустарный асфальтобетонный заводик, принадлежащий частному лицу. В те годы плановой экономики частный бизнес и предпринимательство не допускались в принципе. Поэтому, надо полагать, не было никакого земельного отвода под объект, не было его экологической экспертизы, регистрации у налоговиков и других процедурных мероприятий, сегодня обязательных в подобных случаях. Выпускалась асфальтобетонная смесь и укладывалась на дорогах. Принцип был прост: пусть даже шило, лишь бы брило, по-другому – на безрыбье и рак – рыба. Но вот несколько «разгрузилось» ДСУ-3. Встали на ноги с крепкой и современной материально-технической базой вышеназванные ДРСУ и ДСПМК. Внутрирайонные дороги получили, наконец, профессионалов своего дела. Их ремонт или реконструкция стали выполняться на основе современных технологий с применением специальной техники и материалов. В ДСУ-3 все это дело, к примеру, находилось под постоянным лабораторным и техническим контролем. Были подготовлены дорожники с профильным высшим и средне-техническим образованием. И вот в этих условиях необходимость в услугах того кустарного заводика отпала само собой. Но надо отдать должное: свое дело он сделал. Это был позитив. Теперь негатив. Есть элементарное правило: если какое-то производство прекращает деятельность, то демонтируется и вывозится все оборудование, а территория подвергается рекультивации и благоустройству. Допускается второй вариант: все оборудование после тщательной подготовки консервируется, территория облагораживается и назначается охрана или ответственное лицо за сохранность хозяйства. Это в том случае, когда возможно возобновление производства. Так вот это кустарное производство – уже прошлый век. О его реанимации не может быть и речи. Но тем не менее около двадцати лет оно, вернее, территория, занятая им, как чирей на здоровом теле, портит общий вид той части города и представляет определенную опасность для детей и животных. Что же здесь находится? Это две достаточно объемные металлические емкости, замурованные в грунт, с остатками битума и не закрытыми люками. Здесь же яма, где, видимо, транспорт становился под погрузку и кучи инертного материала, то есть щебня. Вот собственно и все, что осталось от того заводика. Удивляет одно: почему до сих пор этот «чирей» остается на виду у всех? Почему он до сих пор не убран? Ведь в нескольких метрах отсюда расположено действующее предприятие по производству мясопродуктов, для которого такое пахучее соседство совсем не обязательно. Во-вторых, территория эта в перспективе будет занята частной застройкой жилья. И вот буквально на днях коммунальщики города решили вывезти отсюда щебень для ямочного ремонта улиц. Но не тут-то было! «Нашелся» хозяин завода с амбициозными претензиями в адрес руководства ЖКХ. Нашелся для него и местный защитник. Как можно прокомментировать создавшуюся ситуацию? Если, допустим, коммунальщики, посягнувшие на чужое добро, спровоцировали «легализацию» скрывавшегося хозяина бывшего завода, то это хорошо. Раз он считает себя собственником, то у него должны быть все правоустанавливающие документы на право собственности на щебень, битум, емкости (накладные на приобретение), разрешительные бумаги на землю, лицензия на производство работ и, наконец, регистрационные в налоговой службе документы. Если все это имеется, то он официальный налогоплательщик. Отсюда возникает вопрос: платил ли он налог за землю? А в черте города и под производственным объектом она – достаточно дорогое удовольствие. Занимается эта территория уже около двух десятков лет. Вот и умножьте годовую ставку налога на это количество времени. Плюс пени. Получится кругленькая сумма для местного бюджета. Серьезные претензии могут предъявить хозяину экологи за загрязнение атмосферы и территории вокруг. Есть административная ответственность за уклонение от благоустройства своих территорий. И, наконец, администрация города вправе требовать от собственника убрать все это никому ненужное хозяйство и привести в нормальное состояние всю занятую им площадь за свой счет. И если же всё это – блеф и он хозяин лишь на словах и имеет свои амбициозные претензии с целью «выбивания» с коммунальщиков дармовых денег, то вопрос решается еще проще: все это дерьмо убирается силами предприятий ЖКХ. И такой исход – самый оптимальный. А. Ахметов. Фото З. Сафиной.