Прогресс цивилизации исключительно зависит от одарённых людей – это известно. Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить ещё в ребёнке. Именно от родителей зависит, в какой степени творческие импульсы укоренятся в характере ребёнка. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал малыша ещё в период его дошкольного развития. Частые проявления одарённости – ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность и отличная память. Одарённого реб ёнка отличает и повышенная концентрация внимания, высокая степень погруженности в задачу. Хотя не все талантливые дети сызмальства поражают родителей этими данными. Профессионалы устанавливают одарённость реб ёнка по следующим критериям: выдающийся интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, нетривиальные способности в области искусства… Несомненно, одарённые дети больше остальных нуждаются в поддержке и понимании окружающих. Эти полезные советы – для родителей, заботящихся об умственном здоровье и счастье своих детей: - создайте ребёнку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями; - поддерживайте стремление ребёнка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам – первый блин комом; - будьте терпимы к кажущимся вам странным идеям, уважайте любопытство ребёнка. Старайтесь отвечать на его вопросы, даже если они представляются на первый взгляд дикими, бестолковыми; - оставляйте ребёнка одного и позволяйте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки мешает творчеству. Желания и цели детей принадлежат им самим, поэтому родительская помощь может порой восприниматься как нарушение границ личности; - помогите ребёнку познать систему ценностей, чтобы он умел уважать себя и свои идеи наряду с чужими идеями и их авторами. В этом случае он будет по достоинству оценен другими людьми; - помогайте справляться с разочарованием и сомнениями, когда понимание со стороны сверстников отсутствует. Нужно, чтобы ребёнок сохранил творческий импульс, находя преграду в себе самом и меньше переживая о том, признан ли он окружающими. Дневники известных творческих личностей помогут понять, что он не одинок в своей борьбе. Правда, официальные биографии, написанные восхищёнными учениками, склонны преуменьшать эксцентричность и отчуждение великих творцов; - постарайтесь объяснить, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно. Требуется время и терпение. Ребёнок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идеи, создающие умственный дискомфорт; - помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако поведение не должно выходить за рамки приличий. К примеру, карикатура на знакомого может быть очень точной и остроумной, но в то же время весьма недоброй; - помогайте ребёнку познавать себя, чтобы он случайно не упустил мимолётную, но важную идею. Проявляйте симпатию к первым неуклюжим попыткам донести её до окружающих; - поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Чем шире мы открываем возможности для созидания, тем плотнее закрываются клапаны агрессивного поведения. Ребёнок, лишённый позитивной творческой отдушины, может направить свою энергию в абсолютно нежелательном направлении; - постарайтесь найти своему чаду «компаньона» одного возраста и способностей. Возможно, придётся потратить немало сил и времени, но это лучше, чем позволить ребёнку замкнуться и избегать общения. В жизни детей случаются периоды, когда они буквально «впитывают » информацию об окружающем их мире. Одарённый ребёнок не терпит ограничений в своих исследованиях. Учёные утверждают, что у талантливых детей биохимическая и электрическая активность головного мозга повышена: мозг отличается завидным «аппетитом». Уже в раннем возрасте удивляет способность таких детей прослеживать причинно-следственные связи и делать вполне адекватные выводы. Поражает умение классифицировать информацию и опыт, широко использовать полученные знания. Отсюда и любимое увлечение «вундеркиндов» – коллекционирование. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределённостью, и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Л. ЮНУСБАЕВА, педагог-психолог СОШ №3 г. Баймака.