Объявив в свое время войну мелкорозничной торговле, чиновники пошли на попятную Многие помнят эпизод из детской сказки, когда неверно поставленная запятая в корне меняла судьбу человека: «Казнить, нельзя помиловать!» и «Казнить нельзя, помиловать!». В любом случае, чтобы принять правильное решение нужно прежде остановиться и хорошенько подумать, куда поставить запятую и смысловой акцент. Республиканских чиновников, отвечающих за развитие мелкой розничной торговли в Башкирии, постоянно мучает подобная дилемма, особенно когда встает вопрос, в каком стратегическом направлении она (торговля) должна развиваться.
Объявляем вам войну Рыночная экономика началась для наших сограждан с расцвета всех форм розничной торговли, то есть в буквальном смысле - с рынков. Именно торговля стала тогда дифибрилятором, который вновь запустил остановившееся было сердце российской экономики. «Челноками» и лоточниками заделывались и уволенные с заводов рабочие и инженеры, и учителя школ и профессора вузов. Однако пару лет назад чиновничья братия объявила настоящую войну мелкорозничной торговле, естественно, из самых благих побуждений – во исполнение федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Торговля должна быть цивилизованной! Другими словами – долой непрезентабельную мелочь, виват благолепным крупным торговым центрам. В одной только Уфе за этот период закрыли несколько десятков рынков. Их названия до сих вызывают у многих жителей башкирской столицы ностальгию, связанную с пусть незамысловатым сервисом, но зато с доступными ценами. Да и фактор приближенности имел подчас решающее значение – на рыночках и рынках горожане могли купить самые различные товары: от продуктов до бытовых приборов. В соответствии с федеральным законом до 2009 года на каждом малом рынке должна была произойти реконструкция. А вот что делать с тысячами продавцов и предпринимателей, в нем не говорилось. Начался беспредел. На сборы, например, продавцам уфимских рынков «Гагаринского», «Менделеевского», «Ильинского» дали несколько дней. Что вызвало их явное недовольство. - Не предоставили никаких условий, чтоб мы распродали товар! А в договоре написано, что предупреждение администрация рынка должна делать за семь дней, чтоб мы смогли успеть распродать весь товар, – возмущалась тогда Рамзия Сафина, индивидуальный предприниматель. В общем, как всегда, - народ помитинговал, повозмущался и разошелся. И что взамен? Большинство из этих уничтоженных рынков находились на «красной линии», то есть были расположены на весьма привлекательных для большого бизнеса территориях. Подозрения мелких предпринимателей о том, что эти земли перепродадут под застройку развлекательных центров и магазинов сетевой торговли вскоре подтвердились. Яркий тому пример появление ТРК «Семья» на месте розничного рынка. Да, торговля стала цивилизованной, но круг бизнесменов, которые могут себе позволить платить сильно выросшую арендную плату на предоставляемых арендных площадях, значительно сократился.
На круги своя Когда грянул кризис, некоторые торговые сети оказались в затруднительном финансовом положении. По данным экспертов ИА «INFOLine», в ряде регионов крупнейшие местные сети, занимающие значительную долю рынка, испытывают финансовые сложности или обанкротились, например, «Эдельвейс» в Казани, «Незабудка» в Челябинске, «В яблочко» в Саратове. Башкирская «Матрица», кстати, тоже оказалась на грани банкротства. Задолжав по кредитам банкам свыше миллиарда рублей, предприятие вынуждено было более чем на треть сократить ассортимент товаров, сократить штаты персонала. Кризис выявил, что слепое замещение мелкой розницы крупными сетевыми магазинами оказалось не совсем правильным, так как теперь эти гиганты требуют колоссальных дотаций и прочих мер поддержки. Напомним, что объем находящихся на рассмотрении в банке ВТБ заявок на финансирование от ведущих предприятий российской торговли в данное время составляет более 30 миллиардов рублей, в то время как мелкая розница привыкла выкручиваться сама. В итоге планомерная (беспощадная?) политика местных властей, направленная на ежегодное сокращение мелкой розницы, круто повернулась на 180 градусов.
Прозрели? Похоже, пришло понимание того, что мелкая розница имеет ряд преимущество перед крупными сетевиками. Так, в этом году в Москве откроют порядка десяти розничных рынков. Ранее глава департамента потребрынка и услуг Владимир Малышков сообщил, что московские власти обратились в Минпромторг и Минэкономразвития с просьбой поддержать предложение о внесении изменений в постановление о закрытии рынков, находящихся не в капитальных строениях, с целью переноса сроков их ликвидации минимум на два-три года. Кроме того, в Москве реабилитировали торговые киоски, находящиеся на центральных улицах, которые не успели снести до кризиса. Подобное решение приняли власти Казани. Решение о моратории на демонтаж ларьков стало первым шагом в пакете мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. - Я был инициатором сноса ларьков, но, понимая сегодняшнюю ситуацию, я принял решение в течение ближайших трех лет не касаться этой темы. Все мы знаем, лучшая помощь бизнесу – не мешать ему. Может быть, если мы оставим их в покое, они и кризис не почувствуют… - заявил мэр Казани Ильсур Метшин. Но терзают смутные сомнения. В Москве просто перенесли сроки сноса рынков на один – два года. В Казани индульгенцию ларечникам выдали только на три года. Складывается мнение, что иной чиновник думает, мол, живите, пока. А закончится кризис, и вновь прижмем вас к ногтю, и вернемся к «цивилизованной» торговле. То есть к супер- и гипермаркетам. Что на это можно сказать? Вообще-то, экономический кризис штука цикличная, в истории новой России он повторяется уже третий раз. Вспомним начало и конец 90-х. Может, лучше признать бессрочное право на жизнь всех форм торговли?
Красноречивые цифры Решили реанимировать мелкорозничную торговлю и в Башкирии. По данным администрации Уфы, в настоящий момент из четырех тысяч предприятий торговли 29 процентов приходится на мелкорозничную сеть. В рамках антикризисных мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, за четыре месяца 2009 года согласована установка 53 новых объектов мелкорозничной торговли и бытового обслуживания (40 – торговли, 13 – бытового обслуживания). В настоящее время разрабатывается общегородская единая стилистическая концепция оформления нестационарных объектов мелкорозничной торговли на центральных улицах города. Получили развитие торговые комплексы, выполняющие функции рынков. Открылись новые торговые комплексы – Торговый Дом «Столичный», торгово-офисный комплекс «Комсомольский», ТК «Менделеевский», ТК «Старая Уфа», ТСК «Лопатино», ТК «Чайка». Помнится, первоначально эти строения не предназначались для заявленных целей.