Мой рассказ — воспоминания о прошлом, о тех людях, которые были со мной рядом, с которыми мне посчастливилось вместе работать.
Сегодня мне уже за 70 лет. Моё поколение — это дети войны, послевоенных пятилеток и съездов партии, люди высокой ответственности и жесткой дисциплины, нравственных идеалов и принципов.
Детство и ранняя юность моя прошла в с. Темясово Баймакс-кого района в крестьянской семье, где воспитывались шестеро детей. Когда началась война, отца забрали на фронт.
В 1941 году я пошла в первый класс. Помню, как наша учительница Л.Г. Цепкина учила с нами стихотворение по рядам. В третьем ряду сидели мы, башкиры, и никак не могли повторить за ней: «Жил-был у бабушки серенький козлик...», так как не знали ни одного русского слова на русском языке.
Учиться в военное время было тяжело: 2-3 учебника на класс, не было тетрадей, карандашей, вместо чернил использовали густой отвар матрёшки и сажи. На уроках письма и арифметики писали задания между строк старых ненужных книг.
После начальной школы была семилетка, которая находилась за сельским клубом «Урал». В то время в нашей школе учился один замечательный парень, искусно игравший на гармошке. По субботам мы организовывали танцы в школе, а позже танцы начали проводить даже на большой перемене, танцевали «Краковяк». Было здорово!
Успешно окончив семилетку, я поступила в педагогическое училище. Опытные педагоги давали нам основательные, глубокие знания, которые мы пронесли через весь жизненный путь. Учителя были строгими, несправедливыми. Особо хочу отметить М.З. Галимову, которая руководила педагогической практикой студентов. Как она кропотливо следила за составлением студентами поурочных конспектов, заставляла по нескольку раз переписывать, если находила ошибки. Зато позже мы поняли, как это было важно для нас.
Педагогическую двухнедельную практику я проходила в с. Бе-кешево в 4 классе у педагога А.П. Пендюриной. Мы настолько сдружились с ребятами, что на итоговой конференции по педпрактике было отмечено, что «практикант Салихова до сих пор получает письма от своих учащихся».
В то время в училище был заложен плодово-ягодный питомник. У каждого студента был свой участок и плодовое дерево, за которым мы постоянно ухаживали. А руководителем нашим был учитель биологии А.С. Аскаров, строгий, требовательный и уважаемый человек.
После окончания училища я начала работать в родном селе. Мне доверили 1 класс в родной начальной школе. Работали в две смены, встречались с учителями вечером, обсуждали уроки, проделки своих воспитанников и как вести себя с ними.
Учили детей и учились сами. Если какой-то ученик не готов к уроку или невнимателен, мы винили себя, значит, не достучались до детской души, не смогли задеть в ней струнки, не пробудили интереса в пытливых ребячьих сердцах. Понимали, надо искать индивидуальный подход к каждому, осваивать методику обучения, копить наглядность, то есть постоянно самосовершенствоваться.
В августе 1957 года меня перевели в аппарат райкома комсомола заведующей школьным отделом. Для меня всё ново, интересно. По прошествии нескольких дней по направлению первого секретаря РК ВЛКСМ Р.Ш. Каи-пова отправляюсь в первую командировку по школам Сакмарской зоны.
Через три месяца областной комитет комсомола направляет меня учиться в г. Москву на шестимесячные курсы работников райкомов и горкомов ВЛКСМ в Центральную комсомольскую школу, где обучалась молодёжь со всех краёв и областей страны, автономных, союзных республик и социалистических стран. Во время учёбы мне посчастливилось присутствовать на одном заседании XIII съезда ВЛКСМ и участвовать вместе с работниками школы и ЦК ВЛКСМ на первомайской демонстрации и пройти по Красной Площади перед Мавзолеем.
В ноябре 1959 года на очередной отчётно-перевыборной комсомольской конференции меня избирают I секретарём райкома комсомола и утверждают на Пленуме, вторым секретарём остаётся Р.А. Хидиятуллин.
Работа не из лёгких, живая, напряжённая, но интересная. Это было время необычного всплеска комсомольской, молодежной активности. Мы работали с огромным энтузиазмом, трудились, как говорится, не на страх, а на совесть.
В районе было 87 комсомольских организаций, более 30 комсомол ьско-молодёжных звеньев, бригад, отрядов, созданных на время посевной и уборочной страды.
В 1960 году приезжает в район I секретарь обкома комсомола К.Г. Тухватуллина, с которой мы объезжаем район и г. Сибай. На другой день на сборе партийно-комсомольского актива с участием I секретаря обкома КПСС З.Н. Нуриева наша районная комсомольская организация вышла с инициативой на всю республику по овладению молодёжью механизаторскими специальностями на местах. Комсомольцы понимали свою ответственность и были горды тем, что именно им поручили грандиозное задание, и началась большая кропотливая работа во всех хозяйствах района. Конечно, не обошлось без помощи руководителей колхозов и совхозов, райкома партии во главе с заведующим организационным отделом Г.М. Павловым. Только за один год в районе было подготовлено 2 тысячи работников механизаторских специальностей, причём молодёжь овладевала не одной, а несколькими специальностями сразу: слесарь, тракторист, доярка, комбайнёр и другие.
За эту работу районная организация была удостоена Почётной грамоты ЦК ВЛКСМ и Почётного знака ДОСААФ республики.
В 1962 году меня перевели на работу в аппарат обкома ВЛКСМ по работе с кадрами, где я проработала три года, затем, в связи с замужеством, переехала в г. Сибай, где работала сначала заместителем секретаря партийной организации БМСК, а затем перешла в систему городского отдела народного образования. Работала учителем, была организатором внеклассной работы, завучем и директором школы №9, а в 1976 году утвердили на должность директора вновь открывшегося межшкольного учебно-производственного комбината по пяти специальностям.
Таким образом, до выхода на пенсию проработала в системе отдела образования.
Думаю, жизнь прожита не зря, конечно, бывали промахи, но я довольна своей жизнью. С благодарностью вспоминаю тех, кто мне помогал в работе. В жизни мне очень везло на порядочных людей и профессионалов своего дела.
С друзьями юности и бывшими коллегами встречаемся до сих пор. Собираемся по поводу и без. Очень дорожу дружбой, проверенной временем.
Я убеждена, что в любое время, каким бы тяжёлым оно ни было, можно и быть, и оставаться настоящим человеком, несмотря ни на какие обстоятельства.
Хочется сказать от всей души старшему и молодому поколению — направьте свою энергию, задор, пыл на оптимизм, добрые дела, радуйтесь жизни, возрождайте вечные человеческие ценности: трудолюбие, порядочность, ответственность перед семьёй, детьми, верность идеалам чести и совести.