Мы постоянно слышим от наших лидеров, что в нашей стране строится демократическое, а, значит, гражданское общество. Да вот беда. В России существуют люди, и их становится все больше, которые не согласны с нынешней политической моделью. Мы не имеем в виду так называемую парламентскую оппозицию, КПРФ, например. Реальных рычагов воздействия на исполнительную власть у нее нет, не зря ее прозвали «карманной». Или внепарламентские партии, вроде «Яблока», представители которой с гордостью заявляют: «К нам хотя бы прислушиваются». Мы имеем в виду всевозможные организации и общественные объединения, которые объединяют несогласных. Они проводят собрания, акции, пикеты. Достаточно вспомнить Марши несогласных. Только кто этим рулит? Думается, в ряды ярых оппозиционеров нередко попадают политики, которых или отлучили, или не пустили во власть. Тот же Гарри Каспаров и Александр Немцов. Но речь не о них. В провинции не мыслят глобальными масштабами. Но борьба здесь тоже идет. Правда, скорее, скрытая. При этом местные возмутители спокойствия не бьются за абстрактные пока политические свободы и политические дивиденды, а просто пытаются отстоять свое право на спокойную жизнь. Так, редакции «НУГ» стало известно о некоторых интересных особенностях жизни в башкирском городке Бирске. Возмутителями спокойствия здесь который год являются некоторые предприниматели. Почему именно эта категория населения? Ответ прост. В отличие от пролетариата, которому, как известно, нечего терять, кроме своих цепей, бизнесмен, в силу своего рода деятельности, экономически независим, но ему есть чего лишаться - кровного дела. Вот сюда и давит местная мэрия.
Добровольно–принудительно
Вот как на протяжении уже нескольких лет в Бирске, например, пополняется внебюджетный фонд города. Середина 2004 года. Прошло несколько дней после назначения главой администрации города и района Н. Князева. Ныне уже экс-мэр занимает пост руководителя ОАО «Башспирт» и по совместительству он депутат Госсобрания – Курултая РБ. Вот как, по свидетельству учредителя ООО «Ника» Р. Никитиной, проходила его первая встреча с предпринимателями, которых пришло более ста человек: войдя в зал, не поздоровавшись, глава сразу взял быка за рога. - Слово предприниматель у нас в народе воспринимается как ругательное, давайте соберем деньги на сабантуй, - начал он с порога. Присутствующим были озвучены суммы, которые они должны сдать «бездвозмездно», а в отношении отсутствующих было заявлено, что они заплатят вдвойне. Когда руководителю предприятия по производству пищевых полуфабрикатов А. Верещагину было заявлено, что он обязан внести восемь тысяч рублей, последний попытался возразить. Мол, только-только заканчивается монтаж и пуск пельменного цеха, вытащить из оборота такую сумму будет затруднительно. Дословный ответ прозвучал якобы так: - А что Андрей, если тебе не выпить вечером пару бутылок водки, и вот твой взнос! Нашей же героине, заявившей, что она ни рубля не даст, было заявлено еще радикальней: - Нет больше вашей организации, - и в сторону секретаря: «Вычеркните. Вычеркните». - Я отказался платить всякие поборы на памятник купцу, на сабантуй, на день города, на другие мероприятия, - говорит директор местной трикотажной фабрики Б. Кашин. – До этого я всякий год перечислял по 30-50 тысяч рублей на спонсорскую помощь, не спрашивая при этом отчета. Но потом решил, с какой стати я обязан отрывать средства от своих работников, чтобы кто-то из уфимских чиновников, гостей сабантуя, пировали на халяву? Когда у меня самого не выплачен кредит Сбербанку, когда надо закупать оборудование? Чиновный люд совсем взбеленился, когда я наотрез отказался профинансировать конференцию глав администраций районов, намеченную на сентябрь 2005 года. Я рассудил: у них не зарплата медсестры, им выплачивают командировочные, наверное, без моих денег обойдутся. Вот с того дня на мое предприятие организовали кучу всевозможных проверок. А в отделе торговли администрации за отказ сдать деньги назвали бессовестным. По словам предпринимателя, за короткий период времени его бизнес проверили из отдела труда, госпожнадзора, госэнергонадзора и Роспотребнадзора.
Он памятник ему воздвиг…
Б. Кашин упомянул памятник купцу. Причем затруднился пояснить, кому он посвящен. Мы навели справки. Данная композиция (путник с сундучком и собачкой) отражает собирательный образ основателя Бирска. Им был некий посланец столичных бояр, будто бы купец Иван Черников-Анучин. По словам Кашина, этот скульптурный изыск обошелся городу в триста тысяч «добровольных» пожертвований. Предпринимателя возмущает тот факт, что о том, как были освоены средства, снова не было отчета. Почему деньги не были потрачены на более насущные проблемы города, почему увековечили какого-то мифологического героя, когда реальных известных горожан хватает, вопрошает бирский бизнесмен. А местные острословы тем временем называют памятник «Зимогором», то есть бродягой, босяком, не имеющим постоянного заработка и пристанища. Может быть с приходом нового главы Н. Хорошилова все изменилось к лучшему? Но и к нему у рядовых жителей города уже накопились вопросы. Например, почему некогда всенародное место отдыха озеро Шамсутдин ныне фактически превратилось в частные владения ряда лиц, которые строят там дома, проводят непонятно из каких средств газопровод, огораживаются заборами, перекрывая доступ к водоему простым людям? Или - замалчиваются, по мнению Б. Кашина, нелицеприятные для отцов города факты. Так, вечером 24 апреля 2009 года в Бирске, на стыке улиц Красноармейская и Цюрупы прорвало канализационные сети, и грязная зловонная жидкость растеклась по этим улицам. Тонны нечистот самотеков лились в реку Белая. И это в период нереста. От населения информацию об аварии скрыли. Спустя месяц, на этом же месте, вновь прорыв, и снова сточные воды потекли в реку. Б. Кашин по этому поводу неоднократно обращался в Минэкологии Башкирии с требованием наказать виновных. Однако, как говорит предприниматель, до сих пор никого не наказали. В местном Водоканале к дисциплинарной ответственности никого не привлекли. - А что вы хотите, - грустно улыбается Кашин, - ведь зятю господина Мустафина, руководителя Бирского территориального управления Миэкологии РБ, Никитину принадлежит 75 процентов уставного капитала этой организации. В ней же сын Мустафина трудится главным инженером. Если накажут, то стрелочника. Кстати, последний нашелся. После ряда писем в Министерство природопользования и экологии РБ на предприятие нашего правдоискателя вновь нагрянули проверки.
Повсеместная практика
К сожалению, подобная «дойка» предпринимателей характерна для большинства регионов нашей страны. Так, два года назад на Кузбассе с арендаторов торговых мест на рынках и в торговых центрах требовали вносить в обязательном порядке финансовые средства, якобы, на благоустройство городов к Дню шахтера. Ссылались на так называемое «поручение губернатора». В некоторых областях, например, Волгоградской, пытались механизм пожертвований поставить на широкую ногу. В 2004 году, например, мэрией города-героя был создан фонд для дополнительных сборов с предпринимателей. Предполагалась следующая схема: за получение различных лицензий или аренду муниципального имущества предпринимателю в индивидуальном порядке предлагалось профинансировать те или иные работы по благоустройству города или социальные программы. Размеры взносов оговаривались индивидуально и, по словам предпринимателей, составляли от 10 до 500 тысяч рублей. Но вмешалась прокуратура, заявив, что постановление о создании фонда следует отменить как противоречащее действующему законодательству. Что касается пользительных для воспитания нравов жителей разных памятников и памятных мест. Здесь бирский экс-мэр Князев тоже оказался не одинок. Так, с благословления Юрия Лужкова в Москве был воздвигнут в 1997 году памятник Петру I (официальное название - «В ознаменование 300-летия российского флота») работы Зураба Церетели. Данный скульптурный изыск является переработанной и видоизмененной статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Сейчас этот памятник входит в список самых уродливых строений мира, заняв в нем 10-е место. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист» в 2008 году. Или вот Александр Руцкой. Став губернатором Курской области, он сразу взялся за сооружение в Курске Триумфальной арки, тут же прозванную в городе «Сашкиными воротами». И воздвиг-таки ее к 55-летию Победы. Само собой, что за счет «внебюджетных средств». Потом не без гордости заявлял, что «подобных Триумфальных арок всего четыре - в Курске, Риме, Париже и... Лондоне!»