Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2009 » Июль » 9 » Экстремизм - серьезный экзамен на зрелость
9:26 AM
Экстремизм - серьезный экзамен на зрелость
Общеизвестно, что экстремизм в традиционном понимании этого явления есть не что иное, как склонность некоего индивида или группы таковых к крайне радикальным взглядам и моделям поведения, причем не только в политике, но и во всей прочей обыденной жизни. Но разбираться со всеми гримасами человеческого экстремизма вовсе нет необходимости, ведь для того, чтобы получить представление обо всем предмете, достаточно изучить его принципиальную модель, для чего будет вполне достаточно рассмотреть любой вид экстремизма, например экстремизм этнополитический.
Этнополитический экстремизм явление столь же старое и многогранное, как и сама политика. Поэтому глупо считать, что существующий в нашей стране сознательно-беспринципный экстремизм явление, активизация которого связана исключительно со сложностями переходного периода, и которое само собой со временем деградирует до «кухонного состояния» в связи с общим улучшением экономической и политической ситуации в России. Это неверный и слишком благодушный подход к экстремизму, потому что он подобен воде, которая, если ей не препятствовать, займет столько свободного пространства, сколько его есть вокруг. Экстремизм это не некая «общественная болезнь», как считают многое. Это просто преступно и сознательно доведенное до крайнего состояния естественное побуждение к сплочению, коллективному выживанию и коллективному же доминированию сообщества схожих индивидов на своей или чужой территории.
Иными словами, этнополитический экстремизм это некий сбой этнической «иммунной системы», спровоцированный эгоистическими действиями наделенных властью и влиянием представителей местной национальной (или просто правящей) элиты. Или преступным бездействием той же самой наделенной элиты. При этом экстремизм не должен рассматриваться как некое разовое и частное заболевание. Это естественно возникающее время от времени политическое явление, которое можно только ограничивать и подавлять, доводя до общественно приемлемого состояния, но которое, в принципе, не может быть искоренено, потому что искоренять его придется столь же экстремистскими методами, и с доведением дела до ликвидации сначала всех, сколько-нибудь значимых людей как возможных индивидуальных экстремистов, а затем и всех прочих политкорректных, но уже как коллективных экстремистов. Кстати, в настоящий момент не существует даже общего внятного определения экстремизма, что делает борьбу с ним еще более сложной.

С точки зрения закона

Так что же такое экстремизм, и что за тьму скрывает имя его? Согласно определению, принятому в 2003 году ПАСЕ, «экстремизм это форма политической деятельности, прямо или косвенно противоречащая принципам парламентской демократии». Сказано туманно, расплывчато, несовершенно и допускает как толкования, так и злоупотребления. Но справедливости ради следует признать, что в Российской юриспруденции нет и такого обобщенного определения. Зато есть инструкция к действию в виде перечня признаков экстремизма, содержащаяся в статье 1 Федерального Закона №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». С учетом поправок, внесенных в этот документ в апреле 2008 года, инструкция состоит из чертовой дюжины пунктов, включающих в себя внушительный список деяний в диапазоне от попыток учинить «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации» до финансирования экстремистской деятельности, либо… «иного содействия в ее организации», «подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг». Таким образом, если судить об экстремизме, нашим взорам предстает некое довольно-таки причудливое явление, представляющее собой одновременно и реальную угрозу, и мифологизированный фетиш для осуществления умоуправления (посредством устрашения) благонамеренных граждан, и инструмент, позволяющий властям компенсировать собственное невидение российских общественно-политических реалий и приоритетов. То есть, отсутствие четкого теоретического осмысления состояния российского общества и государства. И, как неизбежное следствие такой теоретической и практической близорукости, отсутствие внятной идеологической основы для дальнейшего государственного развития России в виде разумно, честно и внятно сформулированных государственной и национальной идей.

Как обуздать экстремизм?

Прежде всего, следует помнить, что политическая борьба это, прежде всего, борьба идей, а не пушек, а значит, борьба умов, а не мускулов. В переводе на более доступный язык это означает, что можно сколько угодно сажать за пропаганду экстремистских идей, запрещать газеты и партии и даже уничтожать своих политических врагов. Но если правящий режим или государство не может предложить своим гражданам лучшую политическую концепцию, нежели радикалы, то этот режим или государство обречены на неминуемое поражение, которое будет тем ближе, чем жестче и непродуманней будут его действия силовых структур. Ведь любая, даже законная чрезывчайщина плодит беззаконие, злоупотребления и делает из политических противников режима мучеников, чуть ли не ангелов. И речь здесь идет вовсе не о том, что на шахида с автоматом следует наступать со святою молитвой. Речь идет лишь о строгом соблюдении принципа соответствия цели и средства.
На пропаганду нужно отвечать более успешной, более убедительной пропагандой. Конечно, это гораздо сложнее и требует гораздо больше ума и таланта, чем размахивание милицейской дубинкой. Но любой другой путь это путь, который, в случае неудачи, приведет к дискредитации власти и к ее верному поражению, а в случае «удачи» (когда государство с помощью полиции добьется того, что сможет решать, о чем, что и как человеку думать) закончится моральной и интеллектуальной деградацией собственного народа, как это происходит сейчас с немцами, французами и с белым большинством в Соединенных Штатах Америки. Иными словами, меры должны соответствовать контрмерам. Так, сила может и должна применяться для защиты общественных устоев и интересов, но только там, где существует угроза применения силы экстремистами. Причем это должно делаться профессионально, энергично и, по возможности, превентивно. Но и здесь необходимо вести не только успешную силовую, но и грамотную информационную (читай - идеологическую) борьбу. Иначе силовая победа всегда обернется моральным поражением. Особенно недопустимы эти поражения, когда в результате их террористы и изуверы предстают перед взором общественности в образах чистых мучеников.

Рецепты из царской кухни

Итак, проблема экстремизма это мимикрирующая проблема, представляющая собой политическую задачу, с каждый раз разным, но всегда очень непростым решением. Но примеры удачного решения проблемы все-таки иногда встречаются, в том числе и в России. Так, например, Петр Великий, столкнувшись со старообрядческим религиозным экстремизмом, проявил государственную мудрость и, не останавливаясь перед применением против старообрядцев силы (в тех случаях, когда это было необходимо для пресечения явных беспорядков), если не обнаруживал активного политического про¬тиводействия своей деятельности, не только проявлял относительную терпимость, но умудрялся получать еще и солидную экономическую выгоду, облагая купцов староверов двойной податью. На все же попытки уговорить себя, принудить инакомыслящих к верномыслию силой, всегда отвечал отказом. До нас дошли подлинные слова Петра, хорошо выражающие его отношение к чисто репрессивным мерам, которые были записаны одним из его современников. Вот они: «По мне пусть веруют, чему хотят, и когда уж нельзя обратить их от суеверия рассудком, то, ко¬нечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть - ни они той чести не достойны, ни го¬сударство пользы иметь не будет».


Алексей Капралов
Категория: Интересно | Просмотров: 565 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру