Автобусные перевозки занимают ведущее место во всех видах перевозок пассажиров (воздушный, водный, железнодорожный). Мне хотелось бы остановиться на некоторых моментах, касающихся проездной документации, правил проезда льготной категории пассажиров и др. Для того, чтобы куда-то выехать, пассажир обязан в кассе автовокзала или автостанции приобрести билет, который он должен сохранить до конца поездки. Если же нет автовокзала или автостанции, билет приобретается у водителя. Почему билет должен сохраняться до конца поездки? Да потому, что когда на линии работают контролеры, возникают конфликтные ситуации. При отсутствии билета у пассажира, к нему предъявляются такие требования: он оплачивает вторично стоимость проезда и на него налагается штраф – 20 рублей на пригородном маршруте и 50 – на междугороднем. Бывает, пассажир отдал деньги водителю, а билет не потребовал. Именно в таких случаях происходят вышеуказанные конфликтные ситуации. Хочу привести один пример. Автобус следует по маршруту Баймак – Магнитогорск. Пассажир едет до с. Тубинское, при этом без билета. Как на грех, в таких случаях на линии работают контролеры. Пассажира контролеры обилечивают своими билетами (стоимость 35 рублей) и с него взимается штраф в 50 рублей. Так как маршрут междугородный. А если бы был пригородный, то штраф взимался бы в 20 рублей. Бывают такие случаи, когда пассажир садится в автобус в Баймаке, а во время контроля, к примеру, около д. Уметбаево говорит, что сел в д. Тагирово. В итоге он обилечивается с д. Тагирово до нужного ему пункта. А разницу между Баймаком и д. Тагирово водитель кладет в карман. Это говорит о беспринципности некоторых пассажиров. Когда на эту тему начинаешь вести беседу с пассажирами, они отвечают, что в таком случае водители не будут их брать. Какое он имеет право не брать пассажиров, если, во-первых, это автобус государственный, во-вторых, его заработная плата в прямой зависимости от привезенных им же доходов. Остановлюсь вкратце на перевозке льготной категории пассажиров. Мы обслуживаем пассажиров, которые имеют право на бесплатный и льготный проезд. А именно, при следовании в автобусе любого маршрута пассажир обязан иметь при себе документ, дающий право на льготный или бесплатный проезд (удостоверение, ежемесячный или ежеквартальный билет, паспорт или свидетельство о рождении). При следовании с пассажиром ребенка до 5 лет, не занимающего отдельное место, билет на него не приобретается. Если же он занимает отдельное место, то на него приобретается детский билет. При следовании с пассажиром нескольких детей в возрасте до 5 лет, кроме одного, приобретаются детские билеты, при этом требуется подтверждение их возраста документально. Все вышеперечисленное касается городских и пригородных маршрутов. При следовании детей в возрасте от 5 до 10 лет на междугородных маршрутах приобретаются детские билеты, старше 10 лет – взрослые. Немного о провозе багажа. Для сведения: плата за багаж полагается при следующих его размерах: 20х40х60 см и соответствует 30% стоимости проезда пассажира. На пригородных маршрутах плата за багаж не взимается. И в заключение хотелось бы обратиться к пассажирам, пользующимся услугами наших автобусов. Не экономьте на «зайцах». Ведь народная мудрость гласит, что скупой платит дважды. И еще, заходя в автобус, вы отдаете деньги. При этом необходимо забирать билет. В противном случае, когда вы отдаете деньги водителю и не требуете билет, в итоге оказываетесь заложниками вышеуказанной народной мудрости. Пассажирские перевозки такие же платные, как, скажем, поход в театр, цирк, магазин. С. Карманов, старший контролер АТП.