Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2008 » Март » 5 » Знай род свой и корни свои
10:36 AM
Знай род свой и корни свои
В этом году городу Баймаку исполнится 70 лет. 16 ноября 1938 года Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ о преобразовании рабочего поселка Баймак в город, а 16 декабря того же года село Сибай нашего района отнесено к категории рабочего поселка.
Но основан был населенный пункт Таналык (Баймак) задолго до этого. Об этом у исследователей существуют разные мнения и толкования. По одним, Баймак основан в 1844-50 годах башкирами деревни Асыл (Буранбай) Бурзянской волости Верхнеуральского уезда на собственных землях как деревня Таналык. По другим – в середине XVIII века на реке Таналык параллельно со строительством Кананикольского и Преображенского медьзаводов. Называлось поселение Таналыково-Баймак, где население добывало руду и транспортировало ее до этих заводов. Если это так, то время основания населенного пункта датируется еще раньше.
По всей вероятности так оно и есть. В пользу последнего и мнение академика Г.Б. Хусаинова, который в своем историческом романе «Канлы илле биш» (Уфа, «Китап», 1996-й), опираясь на документы, показал образ старшины Бурзянской волости Баймака Бикбулатова, активного участника Башкирского восстания 1755 года. Составное название Таналыково-Баймак понималось как населенный пункт, основанный на берегу реки Таналык Баймаком Бикбулатовым. Обычно населенные пункты носили имена основателей родов, первопоселенцев, старшин, тарханов, сотников. У башкир есть такое имя – Баймак, обозначающее большое богатство. Есть также исторические сведения о том, что в Крестьянской войне под руководством Е. Пугачева активно участвовал башкир Изеркай Баймаков.
Населенный пункт в своем историческом развитии пережил множество потрясений. Одно из них произошло в период так называемого Бурзянского бунта. Ему предшествовал клич муллы Абдуллы Алиева (по прозвищу Батырша). Этот образованный и видный представитель мусульманского духовенства Башкортостана из деревни Карыш Сибирской дороги (ныне дер. Верхнее-Карышево Балтаческого района) в своем воззвании всесторонне охарактеризовал положение мусульманского населения края, показал его тяжелую жизнь и выступил с защитой социально-экономических и религиозных интересов нерусских народов и призвал к вооруженному выступлению. К этому, естественно, были причины. Это – ограничение прав мусульман, попытка насильственной христианизации, ограничение местного самоуправления, увеличение налогов и повинностей, запрет местному населению свободной беспошлинной добычи соли и др. Воззвание охватило большую территорию с мусульманским населением, дошло и до Бурзянских волостей. Воззвание Батырши определило общее одновременное начало мятежа по всему региону – 3 июля 1755 года. Однако часть башкир Бурзянского рода, не выдержав насилий, учиненных против них со стороны начальника, прибывшего из Санкт-Петербурга в южные волости Нагайской дороги для отыскания и разработки цветных камней, горно-изыскательских работ Егора Брагина и его помощников 15 мая расправилась с ними. А 18 мая мятежники разорили Сапсальскую яму (около нынешнего Тубинска) Исетского тракта (дорога Оренбург-Верхнеуральск-Екатеринбург) и двор Брагина. В пылу гнева восставшие также нападали на чиновников, проезжающих по тракту.
Организаторами выступления и активистами бурзянцев были Джилан Иткул, Темяс-батыр, Худайберды мулла, Амин-батыр и Сураш-мэрген, старшины Котлоюл, Баймак Бикбулат(ов) и другие. Вспыхнувшее раньше установленного воззванием времени народное выступление бурзянских башкир, естественно, сильно расстроило его ход, начались разброд, разногласия в рядах сторонников восстания. И.И. Неплюев, Оренбургский губернатор, опытный государственный деятель, оперативно среагировал на сообщение о событиях в Бурзянской волости и отправил команду с подполковником Исаковым для наведения порядка и, несколько позже, еще 1300 солдат и казаков под командованием бригадира Бахметьева. В этой ситуации непосредственным участникам майского выступления бурзянцев ничего не оставалось, кроме как бежать с семьями в казахские степи. Начались жестокие репрессии на бурзянской земле: повальные аресты, допросы, пытки. Многие уцелевшие бежали и прятались в лесах.
Губернские чиновники в целях предотвращения очередных выступлений бурзянцев вместо башкир-старшин и сотников, арестованных за участие или поддержку восстания, на эти должности стали назначать верных властям мишарей. Более трех десятков бурзянских деревень были сожжены карателями. Эти меры властей еще более обострили положение и «В начале августа 1755 года жители Бурзянской волости восстали вновь. Они расправились с назначенными после майского выступления мишарскими старшинами и их помощниками». (История Башкортостана с древнейших времен и до наших дней. т.1. «Китап», 2004 г., Уфа).
Как раз в этот период Баймак был одним из башкирских старшин, активно защищавших интересы своего народа и сложивших голову на этом пути. В период репрессий после восстания бурзянцев (в 1755 г.) деревня Таналык также была сожжена. После восстановлена жителями деревни Асылово, (начиная с 1850 года).
О дальнейшей судьбе Баймака Бикбулатова точных сведений не обнаружено. Надо полагать, что он погиб за решеткой при пытках, как и многие другие. Их семьи также не оставляли в покое. Обычным был порядок, когда жен и детей князья, военноначальники забирали в монастыри, их заставляли принять крещение и перейти в христианство. Поэтому вполне допустимо то, что в ком-то из нынешних православных Баймаковых, Бурзянцевых, Башкировых или Башкирцевых течет кровь магометанина Баймака.
В архивных документах (ЦГИА РБ) о деревне Таналык (Баймак) значатся: за 1866 год (Перепись населенных пунктов) в 23 дворах проживало 131 человек; за 1891 год дворов – 37, жителей мужского пола – 80 чел., женского – 82. Имеется 1 школа деревянная, русская; за 1900 год деревня имеет число дворов – 34, всего душ – 172. Имеется одна деревянная мечеть, 1 русско-башкирская школа, базар еженедельно по воскресеньям, ежегодно – с 1-го по 6 октября – ярмарка.
Основными занятиями населения были скотоводство, золотоискательство, грузоперевозки на гужевом транспорте в Оренбург, Орск, Кизил и другие крупные базары и ярмарки.
Прервав на этом месте повествование о возникновении и развитии населенного пункта Баймак, предлагаю читателям «БВ» подушный список его жителей за 1859 год. Из этого документа нынешнее поколение коренных баймакцев смогут пополнить свое родословное древо, а также восстановить утерянное кровное родство.
«Ревизская сказка деревни Таналыковой 9-го юрта 4-го башкирского кантона Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. 1859 год 27 марта.
1. Зигангир Фейзуллин Актаев, 32 года, полковой зауряд-сотник, помощник начальника кантона. Его братья: Мухаметгали (19 лет), Ахметгали (17 лет) Файзуллины, Актаевы.
2. Арслан Ямангулов Салихов, 44 года. Его сыновья: Бикмурза (14 лет), Гадельмурза (11 лет), Гайнулла (1 год).
3. Куланбай Ямангулов Салихов, 60 лет, сыновья: Мухаметьяр (11 лет), Абдрахман (4 года).
4. Курамша Куланбаев Ямангулов, 32 года, сын Бахтияр (2 года).
5. Гадельша Куланбаев Ямангулов, 28 лет, сын Киекбай (2 года).
6. Буранбай Салихов Айсин, 79 лет, сыновья: Ярмулла (39 лет), Султангали (17 лет).
7. Габдулла Буранбаев Салихов, 38 лет, сын Мухамет-Кунафия (2 года).
8. Абдулвали Буранбаев Салихов, 40 лет, сын Мухамет-Хафиз (12 лет).
9. Зинали Сюрюбаев Салихов, 30 лет, умер в 1858 году. Сыновья: Муллагалим (13 лет), Канзафар (7 лет), Юсуф (3 года).
10. Багаутдин Сюрюбаев Салихов, 48 лет, сын Габдрахим (16 лет).
11. Баймурза Сюрюбаев Салихов, 58 лет, сын Исхак (31 год).
12. Сайфелмулюк Хабибуллин Кидрасов, 42 года, сыновья: Абубакир (11 лет), Гумер (7 лет), Усман (3 года).
13. Сеитбаттал Хабибуллин Кидрасов, 35 лет, сыновья: Мухамет (8 лет), Ахметзян (3 года).
14. Мухаметрахим Ирназаров Кидрасов, 52 года, сыновья: Байтуган (28 лет), Мустахетдин (11 лет).
15. Галиакбер Мухаметрахимов Ирназаров, 33 года, оспопрививатель, сын Юмагузя (10 лет).
16. Муллашариф Ирназаров Кидрасов, 67 лет, сыновья: Юлмухамет (умер в 1853 году в 19 лет), Ахмет (14 лет), Искандер (12 лет), Бикжан (умер в 1857 году, в 1 год), Ширияздан (2 года).
17. Галиаскар Зиянгулов Азнагулов, 35 лет.
18. Юмагул Азнагулов Кубяков, умер в 1853 г. в 61 год. Сыновья: Кужахмет (12 лет), Тулумгужа (8 лет).
19. Шагиахмет Юмагулов Азнагулов, 39 лет.
20. Баймухамет Кучуккулов Азнагулов, 49 лет, сыновья: Абдулмахиян (23 года), Наурузъян (36 лет).
21. Джиргиз Кучуккулов Азнагулов, 36 лет, сын Шахидислам (1 год).
По распоряжению начальника кантона переведены из этой же юрты в деревню Буранбаево в 1858 году следующие лица:
22. Кутлугильде Сагинбаев Ишкужин, 20 лет.
23. Кутлузаман Сагинбаев Ишкужин, 38 лет. Сыновья: Кутлуахмет (17 лет), Хазиахмет (12 лет), Ахметъязар (1 год).
В деревне Таналыковой наличное население: 53 души мужского и 55 душ женского пола, итого 88 душ.
Сказка сия на деревенской мужской сходке трижды прочитана была.
Деревенский начальник башкирец Курамша Куланбаев Ямангулов по-татарски подписывал. Сказкосоставитель Увельский от службы коллежский секретарь Николай Христофоров Холофов руку приложил.
Сказкоподатель старшина 9 юрты зауряд-хорунжий Даутбаев.
А. Сайгафаров, краевед.
Просмотров: 2083 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 1
1 Kuts  
0
А можно ли как-то увидеть более поздние списки этой деревни? Семья моей бабушки (Коробовы) родом оттуда. Интересуют 1890-1930 годы.
И спасибо за эту статью и отличный сайт!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Март 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру