Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2008 » Июнь » 18 » Готовы ли селяне жить по-новому?
11:35 AM
Готовы ли селяне жить по-новому?
Местное самоуправление. Проблемы, поиски и решения в ходе его реализации.
В чем его особенности? Какие трудности переходного периода?
На вопросы «Баймакского вестника» отвечает глава райадминистрации Р.Р. Саитов.

— Рустем Рафаэлович, как мы знаем, с начала будущего года вступает в силу Федеральный закон ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из основных положений которого является самостоятельное разрешение муниципалитетами, в том числе и в сельских поселениях, многих хозяйственных, экономических и, самое главное, социальных вопросов на основе собственных бюджетов. С Вашего позволения, беседу начнем в русле смысла и сути этого важнейшего документа. Скажите, в чем Вы видите базис, то есть основу этого закона и в чем его цель?
— Сто тридцать первый закон вводится на территории всей Российской Федерации. Здесь, конечно, большие масштабы. Но мы с вами говорим о нашей республике и нашем районе. По духу и содержанию новый Закон созвучен с сутью экономического суверенитета Башкортостана, который был провозглашен в октябре 1990 года – решать самостоятельно свои экономические проблемы. В этом деле есть у нас вполне приличные успехи. Об этом весьма компетентно рассказывает читателям и ваша газета. Но касается это только нашей республики и нашего района.
В целом же по стране, думаю, новый закон призван активизировать участие всего населения в разрешении местных, конкретно касающихся именно его, насущных проблем. Если в экономике взят бесповоротный курс на рыночные взаимоотношения, то аналогичный подход внедряется и в создание нормального социального климата в обществе и достойных социальных условий в реальной жизни каждого члена этого самого общества. Буквой нового закона это звучит так: «… решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
— Давайте будем развивать первый вопрос в части «… разрешать все социальные вопросы на селе на основе собственных бюджетов». Какие на этот счет имеются нормативные документы, регулирующие формирование доходов местных бюджетов?
— В целях реализации Федерального закона №131-ФЗ приняты республиканские законы, регулирующие организацию бюджетного процесса и межбюджетных отношений «О межбюджетных отношениях в РБ» и «О бюджетном процессе в РБ» и приняты соответствующие правительственные постановления. Утверждены также методики распределения дотаций, софинансирования социальных расходов, порядок предоставления, использования и возврата кредитов из бюджета республики и т.д.
— В сто тридцать первом законе подчеркивается: «Основная задача органов власти – это формирование доходов бюджетов, то есть обеспечение максимального уровня собираемости закрепленных доходов. Из каких доходов формируется бюджет, скажем, конкретного сельского поселения?
— В бюджеты сельских поселений, входящих в состав района, подлежат зачислению: земельный налог – 100%, налог на имущество физических лиц (100%), налог на доходы физических лиц (10%), единый сельхозналог (30%), штрафные санкции и иные суммы принудительного взыскания, доходы от использования муниципального имущества, доходы от продаж и передачи в аренду земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, доходы от продажи муниципальной собственности.
Немножко расшифровки вышеприведенных статей. При введении земельного налога, к примеру, основным критерием является недопущение снижения доходов местного бюджета. Налог на имущество физических лиц вводится решением представительного органа власти. Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности: приватизированные квартиры, домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения – с момента регистрации прав собственности и т.д.
Есть и другие источники пополнения местного бюджета. К примеру, самообложение граждан. Здесь также необходимо принять соответствующее решение представительного органа местного самоуправления, местной администрации или схода граждан.
— Теоретическую часть нашей беседы, будем считать, мы прошли. Установили ответственные за формирование местных бюджетов структуры, примерную налогооблагаемую базу и конкретных налогоплательщиков. Последние – это имеющие доходы физические лица, собственники недвижимости и другие. Скажите, Рустем Рафаэлович, как в этом вопросе обстоят дела в районе и можем ли мы сегодня говорить, что готовы жить в условиях сто тридцать первого Федерального закона?
— Статья 49 ФЗ-131 уточняет, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Вот это и есть «три кита», на которые должны опираться органы местной власти при формировании своих доходов.
В структуре местных бюджетов немалую долю занимает налог на доходы физических лиц. Стало быть, чем больше работающих людей, тем больше и подоходного налога. Можем ли мы сегодня говорить, что в этом вопросе у нас все в порядке? Нет! Потому что местные хозяйствующие субъекты плохо заинтересованы в сохранении действующих и создании новых рабочих мест. А органы власти на местах слабо способствуют организации крестьянских или фермерских хозяйств и предпринимательства вообще, хотя это является для них одной из серьезных и актуальных задач. Разве это дело, когда доля малого бизнеса в бюджетах всего 10,3 процента и на огромный наш район зарегистрировано всего лишь около 90 КФХ?! Все еще до конца не остановлен отток трудоспособного населения. Продолжается выдача зарплаты в конвертах. Более сорока работодателей не платят страховые взносы на своих работников в Пенсионный фонд. Во всех этих вопросах требуется жесткий контроль со стороны как налоговиков, так и органов местной власти.
Далее. Налог на имущество физических лиц, который полностью зачисляется в бюджет сельских поселений. Уверен, еще очень далеко до полной инвентаризации этого налогооблагаемого субъекта. И опять это первейшая обязанность сельадминистраций и их глав. Настойчивая и кропотливая работа требуется здесь от КУС,  Роснедвижимости и БТИ.
Не везде нормально с земельным налогом. Есть сельские поселения, где ставки платежей, скажем, за сенокосные или другие угодья, установлены ниже самых низких планок и т.д.
Налоговые требования предъявляются к собственнику. Это значит, что у любого налогооблагаемого субъекта, будь это объект недвижимости, дача, гараж и прочее, должен быть юридически оформленный хозяин. Только в этом случае можно говорить о полноценных налоговых взаимоотношениях.
Позиция райадминистрации в этих вопросах однозначна: все позитивное и передовое в деле бюджетообразования – в повседневную практику. Об этом мы постоянно говорим на выездных семинарах-совещаниях с участием глав и специалистов сельадминистраций, соответствующих профильных служб. Об этом говорим на прямых линиях, встречах, личных беседах с гражданами и т.д. Организовываем поездки деловых людей для обмена опытом в другие районы.
Результаты от всего этого, конечно, есть. Но утверждать, что сегодня мы готовы жить в условиях действия сто тридцать первого закона, еще рановато.
— Мы внесли определенную ясность в экономическую основу местного самоуправления и в то, как это должно достигаться. Нельзя ли в помощь главам сельадминистраций, председателям местных Советов и всем тем, кто в этом заинтересован, несколько углубить понятие этой самой основы?
— Пожалуйста. Эффективность местного самоуправления зависит от обеспеченности экономическими и финансовыми ресурсами. Это – аксиома. Здесь не последнюю роль играет муниципальная собственность. Это – муниципальное имущество, деятельность муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные земли и другие ресурсы. Всего в соответствии со своими непосредственными задачами сельские поселения могут иметь около 20 видов имущества. Все это хозяйство должно отражаться в реестре муниципальной собственности, который позволяет систематизировать и накапливать все сведения в этой налогооблагаемой части.
Политика органов местного самоуправления должна быть направлена как на максимально эффективное использование собственного имущества, так и на полное включение частной собственности и иных частных ресурсов на решение экономических и социальных проблем территорий. В связи с этим, кроме реестра собственности, необходимо вести паспорт муниципального образования.
Одним из ключевых условий деятельности местных органов власти на данный момент является создание эффективной системы взаимоотношений с предпринимательской деятельностью. Предпринимательские способности населения, приводящие в активное взаимодействие все виды муниципальных ресурсов, – важнейший инструмент повышения эффективности муниципальных образований. Пока, к сожалению, как уже говорил, в этом вопросе у нас больше проблем, чем чего-то позитивного.
Далее. Комитет по управлению собственностью администрирует около 40 кодов бюджетной классификации. В том числе 21 код связан с доходами населения. На сегодня есть поступления лишь по нескольким кодам доходов. Кое-какие движения в этом вопросе есть по Абдулкаримовскому, Бекешевскому, Ишмурзинскому, Татлыбаевскому и Семеновскому сельсоветам.
Рассматривая участие муниципальных образований в земельных отношениях, следует учитывать, что органы местного самоуправления здесь выступают в двух качествах: как субъект хозяйственной деятельности и как субъект власти.
К собственности муниципальных образований относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися на их территориях.
Ускорение процесса разграничения собственности на землю позволит устранить действующие сегодня сложные схемы заключения и согласования договоров аренды земельных участков, усилит контроль за их выполнением. Арендная плата в данном случае в полном объеме будет поступать в бюджет сельского поселения. Этот вопрос мы обсуждали с рядом заинтересованных сельчан и во время «прямой линии» 4 апреля.
— Эти и другие проблемные вопросы в рамках сто тридцать первого закона весьма придирчиво рассматривались на недавнем съезде муниципальных образований республики. До ввода в действие Закона остается ровно полгода. А дел, как говорится, невпроворот. Как Вы считаете, готов наш корпус глав сельадминистраций успешно работать в условиях самофинансирования?
— Очень серьезный вопрос. Скажу откровенно, не все главы сельских муниципалитетов компетентны в налоговых взаимоотношениях. Но мы работаем в этом направлении.
— Следующий вопрос, Рустем Рафаэлович, задам не как журналист, а как законопослушный налогоплательщик и избиратель. Скажите, при существующем налогопотоке, когда большая часть поступлений уходит в Центр,  а местные бюджеты довольствуются лишь малым, выживет ли сельская социалка? И будут ли в ее защиту какие-то нормативные акты?
— Разговоры о некоторых корректировках в налоговых потоках на довольно высоком уровне ведутся давно. Надеюсь, депутаты Госдумы РФ и Госсобрания – Курултая РБ разберутся в этой достаточно серьезной ситуации и примут соответствующие поправки в бюджетных законах.
Далее. Я бы не стал слишком драматизировать будущее сельских поселений. В том же Федеральном законе ФЗ-131 есть статья под номером 60 и называется она «Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений». В ней, в частности, говорится, что это выравнивание осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений.
Но это не говорит о том, что главы сельадминистраций, сложа руки, будут сидеть и ждать помощи от «доброго дяди». Они будут с полной отдачей работать по вовлечению в налоговый оборот всех тех ресурсов, о которых мы говорили выше. И это будет под постоянным и строгим контролем райадминистрации.
— В связи с предстоящим вводом в действие сто тридцать первого Федерального закона кое-где слышны предположения о возможном объединении некоторых сельских поселений. Как Вы относитесь к таким разговорам?
— Прецедент в этом деле есть на федеральном уровне: объединение сильных и заведомо слабых в экономическом плане областей в один субъект. Сегодня мы знаем о трех новых краях, как Пермский, Забайкальский и Камчатский. На референдумах население этих областей высказалось за объединение. Что касается объединения сельских поселений в составе муниципальных районов на этих же экономических принципах, то этот процесс регламентируется частью 3 статьи 13 ФЗ-131. В ней говорится, что объединение двух или более поселений осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования.
Если говорить о наших поселениях, то каждое из них имеет свою историю, традиции, свой уклад жизни, свое мировоззрение, свой менталитет. Поэтому  я бы предложил уйти от чисто физического сокращения сельсоветов. Так как это очень серьезное и тонкое дело, с возможными непредсказуемыми последствиями.
— Рустем Рафаэлович, беседа наша была не из легких. Тем не менее внесли определенную ясность в отдельные положения нового Федерального закона ФЗ-131, о котором сегодня говорят практически на всех уровнях власти и в средствах массовой информации. Спасибо за обстоятельные ответы.
Вел беседу
А. Байназаров.
Просмотров: 568 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру