Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2008 » Июнь » 27 » Искусство быть женой
4:33 PM
Искусство быть женой
Семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни человека. Супружеский брак дает возможность обрести в лице супруга (супруги) верного друга и помощника. Искусство разумного компромисса в семейной жизни нашей очередной героини не раз помогало сглаживать и преодолевать трудности в семейных отношениях и быту. Ведь своим предназначением она считает – быть верной женой, единомышленником и соратником мужа.
Сегодня мы говорим о супруге талантливого горняка, руководителя и неординарного человека Фарваза Ахмадеевича Гайнуллина – Анисе Хасановне Гайнуллиной.

Кочевое детство непростое
Мама Анисы родилась в семье управляющего прииском золотопромышленника Рамеева Габдуллы Адигамова, предки которого ещё в XVII веке прибыли на территорию нашего района и поселились в местечке, именуемом ныне деревней Юлук.
Отец – Хасан Музафаров – из верхнеуральской мещанской семьи. Два года до Октябрьской революции служил писарем в царской армии, затем – перешёл к красным, воевал с басмачами в Средней Азии. В начале 20-х годов попадает в Тубинск, где устраивается на рудник служащим.
Именно в Тубинске воссоединяются сердца родителей Анисы.
В 1925 году Башгортрест, в составе которого был рудник, переезжает в Баймак. Сюда же перебираются и Музафаровы. Семье грамотного специалиста, выросшего до должности экономиста планового отдела Баймакского медькомбината, предоставляют жильё. Но дом, расположенный рядом с церковью, вскоре сносят, освобождая место для строительства двухэтажной школы №1 (та, что была на улице Азанова). Семья переезжает в четырёхквартирный дом напротив (дом №14), где жили семьи директора Байкаринского рудоуправления Аносова, прокурора Шайдуллина и начальника отдела НКВД Бабикова.
В 1936 году отца переводят на Юлалинский рудник (в то время между ним и Баймаком проходила железная дорога, по которой доставлялась руда на медьзавод). Так что в первый класс девочка пошла в Юлалах. Но и здесь они пробудут недолго. Уже в 39-ом отца возвращают в город. Семья начала жить в торцовом помещении красного кирпичного здания клуба им. Ленина (до них здесь проживал революционер Сенечкин). Аниса продолжает обучение в третьей школе, находящейся в бывшей конторе Байкаринского рудоуправления. Но уже через год ей приходится вновь сменить школу: семья переезжает в Сибай.
Войну не забыть никогда
Значение сибайского рудного месторождения возрастает. Многих специалистов направляют туда. Все полны идей и перспектив, но вмешивается Великая Отечественная война…
– В тот воскресный июньский день был объявлен воскресник на реке Кизилка, – вспоминает Аниса Хасановна. – После обеда были организованы гуляния для комбинатовцев. Как только узнали о нападении гитлеровцев, все начали выступать и клясться,  что  скоро разгромят фашистов  в  их же логове.
Жизнь комбинатовцев круто изменилась. С полного, как оказалось, изобилия все сели на жесткий продуктовый паёк. Рабочим полагалось по одному килограмму хлеба (позже по 800 г), иждивенцам – по 400 г (300 г). К счастью, у семьи Музафаровых, в которой подрастало уже четверо детей, была корова, кормилица. Конечно, приходилось за неё платить налог – 8 кг топлёного масла. Так что для семьи оставался хотя бы обрат, из которого делали катык. В то время здесь научились сажать картофель,  капусту.
Трудно было и взрослым, и детям. Наряду с учёбой школьники заготавливали топливо для школы, работали на торфоразработках в 15-20 км от Сибая. Анисе вместе с подругой «посчастливилось» от зари до зари трудиться на сенокосе. Спали в шалаше и просыпались оттого, что кричали во сне: «Но! Но!». Лошадей понукали, значит. Война научила девушек и верхом на лошади скакать, и запрягать её.
Зимой 43-го Аниса и ещё пять девчонок решили вступить в комсомол. Райком находился в Баймаке. И вот голодные-разутые пошли они, четырнадцати- и пятнадцатилетние, к заветной цели. Шли весь световой день, переночевали в городе у знакомых и утром – в райком. Их всех приняли в ряды ВЛКСМ. А они обратно в путь... Вероятно, огромное желание и патриотизм вели девчат на столь отважный поступок.
Весной этого же года Аниса официально поступает на работу в Военную мастерскую №1, где изготавливалась взрывчатка для карьера. Пришлось ей работать и на строительстве конверторного отделения завода. До его возведения для получения черновой меди штейн возили на Баймакский медьзавод. А с вводом такого же завода в Сибае  необходимость в этом отпала.
– Нелегко было нам, но отцу – более всего. Его на фронт не взяли по брони. Он отвечал за все плановые и фактические цифры рудника. Восемь часов – в конторе, остальные – на погрузке штейна. Глядя на него, и мы  старались…
После войны комбинат вновь переводят в Баймак. Возвращаются и Музафаровы. Аниса завершает среднее образование уже во второй школе.
Металлургом будешь ты,
пусть тебя научат
Голубая мечта Анисы – поступить в медицинский институт – так и осталась мечтой. В то время Уфа была уж слишком недосягаемой.  К тому же документы девушки сгорели во время пожара в ЗАГСе. Так что решено было поступать в Магнитогорский пединститут на физико-математический факультет – всё же ближе.
– Купили белую бязь, покрасили её чернилами в фиолетовый цвет, – улыбается Аниса Хасановна, – и я  сшила  себе платье. Под  свой размер перешила мамино драповое пальто и даже  сэкономила на беретку. Приобрели на базаре тапочки,  сшитые из внутренней прокладки автомобильных колес. Вот таким образом меня и  снарядили на учебу. Но закончить этот вуз мне было не  суждено. Поскольку свидетельство о рождении не успели восстановить, хлебных карточек мне не дали, а за продуктами домой ездить было далековато и  накладно. Да и не по мне была эта  специальность,  если честно.
Последней каплей отказа от учёбы в Магнитогорске стало возвращение на первые зимние каникулы:
– Мы,   студенты,  выехали  с колонной автомашин, груженых  углём, –  рассказывает Аниса Хасановна. – Был  сильнейший  снегопад, и путь  наш казался нескончаемым. Приходилось выталкивать  машины из  снежных завалов, путники поочередно грелись в кабинах. Только на пятые  сутки мы добрались до Баймака.
В институт меня родители больше не пустили. Отец  сказал,  что лучше учиться в горно-металлургическом техникуме и получить хорошую  специальность,  чем учительствовать в деревне.
Аниса начинает обучение на металлургическом отделении техникума сразу со второго курса.
Её память хранит имена таких замечательных преподавателей, как Саид Кашапович Хасанов, Газиз Закирович Адигамов, Ришат Ахметович Бикметов, Александр Филиппович Яковлев, Асхат Хуснич Бурханов, Нина Петровна Гуревич.
Здесь она встретила своего будущего супруга, Фарваза Гайнуллина, студента второго курса параллельного горного отделения. Этого трудолюбивого юношу  она приметила ещё тогда, когда он в перерыве между занятиями  играл для всех на мандолине, и который с наступлением тепла одаривал девушку нежными полевыми цветами.
Дан приказ: ему на запад,
ей в другую сторону…
В 1949 году молодые люди заканчивают техникум. Круглый отличник Фарваз получает направление в Московский институт цветных металлов и золота им. Калинина. Аниса вместе с Владимиром Карнауховым и Борисом Давыдовым – на Богословский алюминиевый завод в город Краснотурьинск, самую северную железнодорожную станцию. Через некоторое время двадцатиоднолетняя девушка вместе с Карнауховым переводится в режимный Кыштым Челябинской области. Здесь на заводе, ещё демидовских времен постройки, она проработает контрольным мастером электролизного цеха, и даже завоюет звание «Лучший контрольный мастер», достойно представляя Баймакский техникум.
Все эти годы Аниса и Фарваз переписываются.
– Два раза в неделю, как и договаривались,  Фарваз писал мне письма  своим красивым почерком…
Лишь на зимних каникулах в 1952 году ему впервые удаётся приехать к ней в Кыштым, где они 1 февраля регистрируют брак. И только 20 сентября в Сибае они празднуют настоящую свадьбу в кругу родных и близких. Невеста прибудет из Кыштыма, а жених – из Средней Азии, где проходила его практика. И вновь разъедутся: она вернётся в Челябинскую область, он – в Москву.
В 1953 году отец Анисы через Москву добьётся перевода дочери в Башкирский медно-серный комбинат в Сибае, где она будет работать сменным мастером флотоустановки. Через год у молодой семьи рождается дочь, а счастливый отец малютки защищает диплом с отличием. В феврале 1955 года вместе с десятимесячной дочерью Наилёй они выезжают в Киргизию, на место работы мужа.
Куда иголочка, туда и ниточка
Трудно описать словами жизнь Анисы в далекой Киргизии. С одной стороны: она одна с бытовыми проблемами. К тому же маленькие дочь и сын (здесь родился Фарид, разница между детьми была всего полтора года) требовали постоянного внимания. А муж всегда в разъездах, отсутствовал неделями.
– Имя мужа – Фарваз – обозначает «победитель», в другом  варианте – «летящий». Его характер,   судьба  соответствовали этому. Вся его жизнь была – жажда  свершений и познаний.
С другой стороны, она до сих пор благодарна супругу, что увидела и познала уникальную природу Киргизии, её горы, озеро Иссык-куль и, конечно же, людей.
– Киргизы – очень доброжелательный и искренний народ. В аулах моего молодого мужа называли аксакалом.
Через четыре года они возвращаются на родину. Наконец их жизнь приобретает некую стабильность и её можно назвать совместной. Относительно.
Фарваза Ахмадеевича утверждают в должности директора Баймакского техникума. Позже, в 1962 году, назначают директором Тубинского рудника. Супруга Аниса Хасановна практически не видит. Его рабочий день начинался с семи утра до позднего вечера. Суббота для него такой же обычный рабочий день, отпуска он никогда не догуливал.
– После нашего возвращения на родину его родители жили вместе  с нами. Но терпения у них надолго не хватило, вернулись в Семеновский. Посудите  сами: обед,  Фарваза нет, они его ждут и не притрагиваются к еде (ждут кормильца). Глядя на них,  и я не  садилась за  стол…
Анисе Хасановне, как жене и матери его детей, ничего не оставалось, как преданно ждать. У Фарваза Ахмадеевича был надёжный тыл.
– А у меня был заботливый муж. Всю обстановку, мебель, вплоть до продуктов покупал,  в основном, он  сам. Ему не нужно было объяснять, что и для чего. У него был прекрасный вкус. И он умел делать подарки…
Это сладкое слово «работа»
По приезду в Баймак Аниса Хасановна долгое время не работала:
– Женская участь такова, что часто приходится выбирать между  семьёй и профессией,  приходится жертвовать  собой,  приспосабливаться к обстоятельствам.
Особенно часто раньше так случалось с жёнами руководителей. Анисе Хасановне помог случай. Было это уже в 70-х годах. Случайно узнав, будучи у Гайнуллиных дома, что супруга Фарваза Ахмадеевича – металлург по специальности, главный обогатитель объединения «Уралзолото» Евгений Петрович Птичкин сделал всё, чтобы она вышла на работу по специальности. Уже в скором времени Аниса Гайнуллина – мастер хвостового хозяйства Семеновской фабрики.
Ежедневно из автогаража рудника выезжала хозмашина с фанерной будкой и везла бригаду строителей и её в Семеновский. За рулём – Фарук Муллагильдин. Фабрикой тогда руководил Иван Васильевич Челяпов, от которого женщина многое узнала об особенностях технологии золотоизвлечения.
– Я  сразу обратила внимание,  насколько удачно выбрано место для фабрики: учтён рельеф местности и учтена роза ветров.
Примерно в километре от фабрики ощущался запах цианидов (напоминает запах миндаля). Пришлось привыкать. Но после пяти лет на вредном производстве врачи запретили Анисе Хасановне работать на фабрике. Ей пришлось сменить место работы. Она начала трудиться нормировщицей-экономистом отдела промразведки Тубинского рудника, который возглавлял в то время Виталий Эльмарович Адмидин, бухгалтером была Антонида Волкова. Интересная живая работа нравилась ей. Вспоминается ей такой случай:
– Промразведка тогда проходила две шахты и работали две бригады горняков. Одна шахта выполняла 7 метров проходки, а другая – 9. Это было очень мало. Я подсчитала: по нормам выработки две шахты должны выполнить объём порядка 40 м. И только в этом  случае разведка получит премию. Горняки постарались и выполнили задание. Промразведка же  стала  сразу на высоте. Было приятно,  ведь  меня признали как  специалиста.
После того, как разведка отделилась от рудника, и на ее базе появилась полевая партия, Аниса Хасановна переходит работать в отдел труда и зарплаты управления нормировщиком объединённых цехов. С этой работы и ушла на заслуженный отдых.
Вдохновенья брать у жизни
С трудом верится, но Анисе Хасановне весной этого года исполнилось восемьдесят.  Живёт  одна, супруг покинул её более десяти лет назад. Но сердце трепетно и верно хранит память о любимом человеке. Вместе мы перебираем многочисленные фотографии. Вот  они с детьми и мужем в горах, рядом палаточный городок, где они жили. Сегодня её дочь (та, что уже в десятимесячном возрасте совершила  своё первое путешествие) живёт в Москве, у неё двое сыновей, по возможности навещает мать, родные края. Сын живёт в Баймаке, каждый день наведывается к матери.
А вот на этом снимке – муж и её отец в Москве. Немало фотографий, снятых в зарубежье, где посчастливилось побывать супругам. Самые первые фотографии вложены в большой бархатный альбом – первый  подарок мужа. Подарок накануне свадьбы.
– После  смерти мужа, чтобы как-нибудь отвлечься, я начала сама  фотографировать. Увлеклась…
Одна из её комнат, словно небольшая фотогалерея. Она умеет находить интересный ракурс, и поэтому баймакская мечеть у неё приобрела на снимке совершенно иной непривычный нам вид, а Таналык, который мы каждый день по нескольку раз видим, удивительно красив на её снимках.
Оптимистка и целеустремлённый человек, который старается никогда не унывать, она мечтает о создании книги о Тубинском руднике, горной отрасли района, горняках. По просьбе автора собирает материал. Верит, что с книгой всё получится. Ведь это дань уважения памяти родителей, любимого мужа и целого поколения горняков.
Здоровья Вам, Аниса Хасановна, и осуществления Вашей мечты!
Зульфия Сафина.
Просмотров: 1246 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Июнь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру