Отголоски мирового финансового кризиса докатились и до нашего провинциального Баймака и, в первую очередь, аукнулись на жизнедеятельности градообразующего предприятия – литейномеханического завода. Может возникнуть вопрос: «А каким образом? ». Находясь в единой технологической системе металлургической отрасли, завод, как мы знаем, поставляет литейную продукцию для предприятий горно-рудного направления, которые, в свою очередь, обеспечивают сырьем металлургические комбинаты и заводы. Мировой кризис ударил именно по последним: спрос на металл, прокаты и другое на мировом рынке упал почти вдвое. По цепочке, на столько же меньше стала потребность в рудном сырье и другом исходном материале со стороны производителей металла. Закономерно при этом сокращение в таком же объеме и добычных работ горными предприятиями. Стало быть, меньше износа горного оборудования, меньше потребность в запасных частях и т.д., производством которых и занимается наш завод и профильные РМЗ при различных ГОКах. Такая вот складывается ситуация. Как быть заводу в таких условиях? Как без больших потерь, главным образом, в кадрах, сработать в условиях кризиса? Как перейти в нормальный режим работы, не нарушая основного профиля производства после сегодняшних сложностей? Об этом и о многом другом высказали свое мнение и видение решения проблем главе райадминистрации Р.Р. Саитову в конце прошлой недели руководители ОАО «Литейно- механический завод»: конкурсный управляющий У.А. Ахметов, исполнительный директор А.Д. Ташманов и генеральный директор М.Ф. Брялин. Пользуясь случаем, несколько вопросов руководителям завода задал и «Баймакский вестник»: 1. Какова ситуация на заводе сегодня? 2. Что ожидает завод в ближайшей перспективе? 3. Ваше видение путей удержания завода «на плаву» в условиях кризиса? М.Ф. БРЯЛИН: - Сегодня по сокращенной рабочей смене работают вспомогательные цеха и участки. Основное производство – литейный и механический цеха – работают, как и прежде, в нормальном графике и по 8 часов. К сложившейся ситуации люди относятся с пониманием. Естественно, есть чувство тревоги за будущее завода. Считаю, что это нормальная реакция на действительность. Что касается второго вопроса, то отвечать на него популистски нет смысла. Впереди – трудные времена. В первую очередь, это уменьшение заказов на основную продукцию. Семь наших партнеров сняли заказы даже на этот год. В таких вот условиях нам надо будет сработать так, чтобы сохранить и завод, и себя – рабочий коллектив. Как оставаться «на плаву»? Сложный вопрос. Но он самый главный. Поскольку рассчитывать только на традиционную нашу продукцию в ближайшее время, возможно, не придется, будем искать другие варианты использования потенциала заводского коллектива. Над этим мы работаем уже сегодня. Цель – не допустить снижения объемов производства. Ожидаем приезд ректора Магнитогорского высшего технического университета Колокольцева, нашего давнего партнера. К решению создавшихся проблем подключаем и науку. А.Д. ТАШМАНОВ: - На первые два вопроса хорошо ответил Марат Файзуллович. Углублю третий. Одним из путей нормальной работы предприятия в условиях кризиса считаю оптимизацию системы управления и ее реструктуризацию. Что это такое, на заводе знают хорошо. Что касается кадров, считаю, что ни при каких условиях не надо идти на их сокращение. Потому что кризисы приходят и через определенное время уходят. Как правило, на раскрутку послекризисного производства нужно как минимум полгода. А с кем при этом работать, если мы, сославшись на отсутствие объемов, распустим людей, специалистов? Не с кем! Поэтому ищем все возможности, чтоб удержать их на заводе. Есть множество вариантов. Вот о них мы и доложили Рустему Рафаэловичу. У.А. АХМЕТОВ: - Мой ответ на третий вопрос несколько нетипичен для конкурсного управляющего, у которого несколько другие функции. Но, тем не менее, скажу: завод в Баймаке будет жить. Как? Вот об этом мы и думаем. Как уже сказали товарищи, есть много вариантов. Один из них – создание новых производств. Поясняю: на заводе много цехов и участков. На базе одного из них или нескольких, без ущерба для других и основного производства можно создать ООО или что-то другое. В чем суть? Это даст возможность сохранить кадровый состав, зарплату, социальные гарантии. Это и возможные новые технологии, новая номенклатура литейной продукции и т.д...
Вот таковы ответы на вопросы на злобу дня трех руководителей завода. Какой можно сделать отсюда вывод? При нормальной и творческой постановке организационного дела можно работать и жить и в условиях кризиса. Один такой период заводчане уже пережили. Дело чести менеджмента предприятия сделать более безболезненным очередной период. А. БАЙНАЗАРОВ.