Главная » 2007»Май»25 » Экономические основы местного самоуправления
10:58 AM
Экономические основы местного самоуправления
Эффективность местного самоуправления зависит от обеспеченности экономическими и финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. Местные органы власти в структуре экономики муниципального образования, с одной стороны, выполняют функцию регулирования хозяйственных отношений на подведомственной им территории, а с другой – выступают в роли полноправного субъекта этих отношений, самостоятельно расширяя экономический потенциал муниципального образования, муниципальную собственность, укрепляя местный бюджет. Экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность (муниципальное имущество, деятельность муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные земли и др. ресурсы). Всего в соответствии со своими непосредственными задачами сельские и городское поселения могут иметь около 20 видов имущества. Это – объекты электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, освещения улиц, автомобильные дороги и мосты, пассажирский транспорт, жилищный фонд социального использования, библиотеки, культурные учреждения, земельные участки, водоемы и леса. Кроме того, это имущество необходимо для оказания различных услуг населению: пожаротушение и борьба с чрезвычайными ситуациями, благоустройство и озеленение территорий, развитие массовой физкультуры и спорта, сбор и вывоз мусора, развитие отдыха местного значения и т.д. Органы местного самоуправления обязаны вести реестр муниципальной собственности, который позволяет систематизировать и накапливать сведения обо всех предприятиях и учреждениях, использующих муниципальное имущество, а также сведения о других объектах муниципальной собственности (объектах нежилого фонда, незавершенного строительства). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Чтобы эффективно управлять имуществом, надо знать, сколько его, в каком оно состоянии, в чьем пользовании или распоряжении оно находится, достаточно ли его для жизнеобеспечения местного населения в соответствии с социальными нормами. Политика органов местного самоуправления должна быть направлена как на максимально эффективное использование собственного имущества, так и на полное включение частной собственности и иных частных ресурсов на решение экономических и социальных проблем территории. В связи с этим, кроме реестра собственности, необходимо вести паспорт муниципального образования. Одним из ключевых условий обеспеченности динамического социально-экономического развития муниципальных образований является создание эффективной системы взаимоотношений между органами местной власти и предпринимательской деятельностью. Предпринимательские способности населения, приводящие в активное взаимодействие все виды муниципальных ресурсов, — важнейший инструмент повышения эффективности муниципальных образований. Предпринимательский сектор, как правило, лучше других справляется с экономическими и инновационными задачами, легче адаптируется к быстрым переменам и отказывается от устаревших форм и способов деятельности, эффективнее решает технические проблемы. Пока, к сожалению, предпринимательство, как особый вид ресурса, недостаточно учитывается и реализуется в практической деятельности муниципальных образований. Взаимодействие предпринимательских структур с органами местного самоуправления могло бы помочь в решении таких задач, как повышение доходов местного населения, обеспечение занятости трудоспособного населения, обеспечение населения самыми разнообразными товарами и услугами. Основная нагрузка в поддержке предпринимательства ложится, прежде всего, на местные органы власти. Комитет по управлению собственностью в 2007 году администрирует 38 кодов бюджетной классификации, в том числе 21 код связан с доходами населения. На сегодня поступление есть по 6 кодам доходов. Есть движения по Абдулкаримовскому, Билаловскому, Бекешевскому, Зилаирскому, Ишмурзинскому, Мукасовскому, Семеновскому и Татлыбаевскому сельсоветам. Доходы от аренды имущества поступают 100 процентов в бюджет сельского поселения. А от аренды земли – 50%, от продажи земельных участков – 10%. Рассматривая участие муниципальных образований в земельных отношениях следует учитывать, что органы местного самоуправления здесь выступают в двух качествах: как субъект хозяйственной деятельности и как субъект власти. В качестве субъекта хозяйственной деятельности органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальными землями. В качестве субъекта власти они участвуют в пределах своей компетенции в правовом регулировании земельных отношений. Распоряжаясь государственными землями, органы местного самоуправления выступают представителями не муниципальных образований, государства. В связи с этим нельзя говорить о правоотношениях в рамках финансово-экономической основы местного самоуправления, пока муниципальные образования не будут наделены собственными землями и не приобретут статус полноценных собственников земель. В соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» необходимо активизировать процесс разграничения государственной собственности на землю и зарегистрировать права собственности муниципальных образований на земельные участки. К собственности муниципальных образований относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися на территориях муниципальных образований. Ускорение процесса разграничения собственности на землю позволит устранить действующие сегодня сложные схемы заключения и согласования договоров аренды земельных участков, усилит контроль за их выполнением. Арендная плата в данном случае в полном объеме будет поступать в местный бюджет сельского поселения. Сельские Советы в основном сегодня сталкиваются с недостатком ресурсного обеспечения. На местный уровень переданы главным образом объекты собственности, обременительных для местного бюджета, незначительные налоговые источники. Поэтому задача местных органов власти состоит в том, чтобы выбрать для реализации на своей территории те направления деятельности, которые способны принести местному бюджету наибольший доход. М. Абдуллин, председатель КУС