Хамит Хурматович Хамитов родился в д. Шулька Баймакского района. После окончания средней школы в с. I-Иткулово поступает на учёбу в Московское высшее командное училище им. Верховного Совета РСФСР. Затем заканчивает ещё одно училище – воздушно-десантное в г. Рязани. Является участником боевых действий. Сегодня работает специалистом районного отдела образования. Воспитание молодого поколения – любящего Родину, уважающего ее историю и культуру, обладающего качествами патриота – является приоритетным направлением молодежной политики в Республике Башкортостан. Работу по военно-патриотическому воспитанию в нашем районе курирует Х. Хамитов. В связи с этим мы встретились с ним для обсуждения некоторых моментов данного вопроса. – Хурмат Хамитович, расскажите, пожалуйста, о том, как в нашем районе осуществляется военно-патриотическое воспитание молодёжи. – В этом направлении ведут работу все школы города и района. Вопрос лишь в том, насколько качественно она выполняется. К примеру, работа по военно-патриотическому воспитанию активно идёт во всех городских школах, среди сельских можно выделить Темясовскую СОШ, Юлукскую СОШ, СОШ сел Яковлевка, II-Иткулово, Нигаматово. Помимо школьной работы, ежегодно в районе в течение нескольких дней проводятся военные сборы, где учащиеся 10-х классов постигают азы военного дела. Совместно с комитетом по делам молодёжи райадминистрации мы проводим спортивные мероприятия для парней, встречи с ветеранами войн и участниками боевых действий и много других мероприятий. – На Ваш взгляд, с какого момента и где ребёнок должен знакомиться с понятием «патриотизм»? – Одна из основополагающих характеристик личности – чувство патриотизма, любовь к Родине – закладывается и развивается вместе с развитием, становлением самой личности с раннего возраста. Первостепенная роль в этом принадлежит семье, в которой он воспитывается. А школа должна развивать, укреплять, воспитывать дальше. После школы – институт или училище должны продолжать военно-патриотическое воспитание. Но сегодня в образовательных учреждениях не хватает воспитательной и идеологической работы. Статистика свидетельствует о росте негативного отношения молодёжи к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, размывании патриотических, гражданских ценностей и идеалов. – Что Вы предлагаете? – Необходимо сформировать научные и методические основы патриотического воспитания. Что беречь, что изучать, что чтить и чем гордиться молодому поколению? Это не только издание методических пособий, книг по военно-исторической тематике, проведение научных конференций. Это, прежде всего, активная работа школьников и поисковиков по сохранению старых и установлению новых памятников павшим в войнах, восстановление системы шефства над братскими могилами, запись воспоминаний ветеранов, создание и совершенствование деятельности военно-патриотических, военно-спортивных клубов, проведение системы тематических программ и массовых мероприятий. В истории России и республики имеется множество примеров мужества, стойкости, верности Отечеству. Образцы героизма россиян остаются основой для воспитания молодежи. Что касается военно-спортивного клуба, то мы планируем создать объединение военно-спортивного направления, задачей которого будет являться подготовка ребят к поступлению в военные вузы страны. Что касается кадет-классов, которые действуют сегодня в городских школах, то со временем, именно на базе этих классов стоит создать образцовые классы или класс, в который будут зачисляться только лучшие из лучших по конкурсному отбору. В таком классе ребята будут постигать не только военное и общее образование, но и учиться высокой музыке, танцам, этикету и так далее. – Спорт и патриотизм – неразрывные понятия. Как они взаимодействуют на базе наших спортивных секций? – Спортивно-патриотическое воспитание – приоритетное направление государственной политики в сфере физической культуры и спорта. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и могут рассматриваться как один из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Наши юные спортсмены достойно выступают сегодня на республиканских и Всероссийских соревнованиях и чемпионатах. Они защищают честь нашего района, республики, отсюда и рождается гордость за свою малую Родину. В спортивных секциях, помимо подготовки детей в спортивном плане, тренерам-преподавателям необходимо вести и обязательную патриотическую работу, беседы, разъяснения, где начинающий спортсмен узнаёт, что он не только укрепляет своё здоровье, но и, участвуя в соревнованиях, поднимает престиж района. Таким образом, с появлением у ребят нового стимула, посещаемость и качество тренировок только улучшатся. В заключение хочется сказать, что военно-патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. Поэтому так важно обращать на это особое внимание, продолжать работать и развивать систему этого направления в воспитании. Р. Ахметзянова.