Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2007 » Ноябрь » 21 » О первых медиках края
2:36 PM
О первых медиках края
До 20-х годов ХIХ века врачей в Башкирии насчитывалось очень мало. А лечебных учреждений в наших краях не было вообще. Так как в них не было большой необходимости, ибо первозданная природа и часть ее – люди, живущие тогда, были более здоровыми. Природа сама отбирала для жизни самых сильных и стойких.
В этой связи хочу привести выдержки из произведений русских ученых и писателей. Археолог, этнограф, писатель Ф.Д. Нефедов в очерке «По  восточной окраине», написанном в 1889 году, говорит: «Знаете ли вы страну дивных красот природы, неисчерпаемых богатств золота и серебра, драгоценных камней и всяких сокровищ, – страну, где миллионы десятин нетронутой девственной земли, заливных лугов и восхитительных долин, покрытых дикими розами, всякими цветами и ягодами, – страну, где тысячи прекрасных рек и речек, в которых ловят превосходнейшую стерлядь и форель… Страна эта – Башкирия…
Прекрасная, чудная, божественная страна!..»
А краевед В.М. Черемшанский в монографии «Описание Оренбургской губернии» (1859 г.) пишет: «Башкирцы имеют телосложение крепкое, мускулистое, нередко широкоплечи и способны к перенесению самых больших крайностей; господствующих болезней между ними незаметно; они менее чем другие жители здешнего края подвергаются и прочим обыкновенным болезням».
Многовековой жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение, помогал башкирам Бурзянского рода бороться с болезнями, противостоять им, поддерживать и сохранять здоровье. Люди умели использовать для профилактики и лечения многочисленные целебные растения лесов, гор, лугов. У одних растений брали цветы, листья, почки, кору, у других – корни, у третьих – плоды.
Для профилактики и лечения также широко использовались продукты животного происхождения: молоко – коровье, кобылье, козье, кумыс, курут, масло топленое, кислое молоко, свежая шкура, пиявки, муравьи, рыба, пчелы и другие.
Но с началом   разработок  полезных ископаемых в крае  в первой половине ХIХ века, появлением предприятий горнорудной промышленности с массовым скоплением людей, а так же с организацией башкирских и мишярских  казачьих войск возникли серьезные проблемы по охране здоровья людей.
Башкирский поэт, драматург и общественный деятель, уроженец нашего района Хабибулла Габитов в статье в журнале «Шура» (№24 за 1913 г.) «В чем причина сокращения численности башкир» писал: «Причины, из года в год сокращающие численность башкир, – болезни, внесенные извне пришлыми людьми в период колонизации края и лишение их привычного уклада жизни». С этим нельзя не согласиться.
В ХIХ веке самой страшной болезнью была черная оспа. В 1811 году по правительственному указу в каждом уезде организовываются комитеты по оспопрививанию. Начальникам кантонов была дана установка с каждого юрта (в одном юрте несколько деревень) подобрать одного 17-летнего юношу и направить в распоряжение уездного врача на годичное обучение по оспопрививанию. После окончания курсов они должны были работать в своих населенных пунктах.
В первые годы оспопрививатели работали без всякой оплаты, но освобождались от всех налогов. В 30-е годы ХIХ века на каждый кантон приходилось по 7-10 оспопрививателей. Они и были самыми первыми медицинскими работниками. Из данных Ревизских сказок деревень в бурзянских волостях в 1830-1860-е годы оспопрививателями работали: Идрис Аминев (д.Аминево), Ямалетдин Каипкулов (д.Баимово),  Султантимер Кадыргулов (д.Ст.Сибай), Мухаметгали Умрюсов (д. Ишмухаметово).
В 20-30 годы того же столетия из числа башкир начали появляться и фельдшера. По распоряжению военного губернатора П.К. Эссен с каждого из 17  кантонов отбирается по одному юноше для обучения в фельдшерской школе при Оренбургском  военном госпитале по лечению простых заболеваний. Обучение производилось за счет средств Башкирского войска и длилось 5 лет.
Известно, что из деревни Яикбай Галяутдин Хибатуллович  Файзуллин в 1814 году служил в башкирских полках военным фельдшером. В 1834  году в деревне Сибаево работал фельдшер Мухаметгали Исянгильдин. В 1870-е годы Янузак Мухаметсалихович Азаматов, уроженец деревни I-Иткулово, окончил Оренбургскую фельдшерскую школу, проходил практику там же в военном госпитале. Позже вернулся фельдшером в родные края.
Посетивший Бурзянские волости 1894 году этнограф Сергей Рыбаков в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» писал: «Фельдшер башкир был  находкой для меня в этой глуши. Я. Азаматов ездил по деревням и оказывал медицинскую помощь».
Будучи фельдшером, он лечил тело, а будучи религиозным деятелем, лечил души людей. Он вместе с Абдуллой Саиди, одним из первых башкир нашего края,  в 1899 году совершил  хадж в Мекку.
31 мая 1831 года  Оренбурский военный  губернатор Сухтелен в рапорте управляющему главным штабом генерал-адъютанту графу Чернышеву отмечал, что между башкирцами, мещеряками, татарами распространились всевозможные болезни,  делающие служивого неспособным к отправлению на службу, а земледельца к  обрабатыванию земли. В чем особенно убедился при случае укомплектования в сем году… . Из иноверцев для поступления на службу более 3-ей части по медицинскому свидетельству отвергаются по телесным заболеваниям…».
Военный губернатор, изложивший свои мотивы, просит у вышестоящего чиновника разрешение направить из кантонов 10-20 расторопных молодых людей из  иноверцев в Казанский университет для обучения познаниям в медицине и преимущественно практическому лечению.  Рапорт Сухтелена был рассмотрен 7 июля и через две недели в кабинете Министров  предположение его признано полезным.  
В то время среди населения господствовали сильные религиозные предрассудки. Для  проведения в жизнь своей идеи граф Сухтелен обратился к помощи и посредству Оренбургского муфтия.
Муфтий Габдулсалям Габдрахимов разослал подведомственным лицам нижеследующую фетву   (решение высшего  религиозного авторитета о соответствии того или иного действия или явление Корану и шариату):
«Все мусульмане, которые прочтут или услышат сию фетву, в которой описывается обучение полезному и необходимому искусству излечения, должны без малейшего ослушания привести ее к исполнению и употребить все свои усилия, дабы были посланы  в Казанский университет для обучения по медицинской части 14-15-летние юноши из мусульман. Ибо как здравомыслием, так и общим мнением ученых доказано, что познание медицинской науки нужно и необходимо….  Человек должен знать о медицине столько, чтобы удержаться от всего, что может повредить его тело….».
Состоящий при военном губернаторе чиновником особых поручений есаул князь Максютов, исполняя поручение начальства, опросил башкир о желании изучить медицинские науки и в своем рапорте от 24 января 1832 года представил список, в который вошли 31 человек башкир, мещеряков и типтярей в возрасте от 16 до 23 лет.
 По предложению графа Сухтелена, на  прохождение медицинского курса инородцами достаточно было 4 года с таким расчетом:
подготовительные – 2 года, на изучение медицины высшей степени и преимущественно основательному врачеванию лихорадок, чесотки, простуды, ушибов и подобных обыкновеннейших в народе болезней. Если же учить каждого  воспитанника по 6 лет, то едва ли отыщутся иноверцы, которые имели бы достаточно  постоянства и прилежания  к выдерживанию такого долгого курса.
Руководитель Казанского учебного округа Мусин-Пушкин не согласился с предложением  военного губернатора в части 4-летнего обучения и изложил распределение курса наук по годам во врачебном отделении на все шесть лет. В заключение подчеркнул, что лекарю с ограниченными познаниями едва ли можно доверять лечение без руководителя. Сухтелен, согласившись с доводами Мусина-Пушкина, обратился в комитет Неплюевского военного училища с просьбой избрать из числа воспитанников, желающих изучить медицину.
Изъявивших желание оказалось трое: Субхангулов, Муслюмов, Шарипов и, кроме них, бывший воспитанник училища, толмач при пограничной комиссии Кукляшев.
Бикарслан Субхангулов, башкир из села Каргалы, 14 лет, из обер-офицерских  детей. Отец был вице-директором военного  департамента Оренбургской губернии. Проверка знаний показала, что Субхангулов «…. из русского языка знает первую и вторую часть грамматики хорошо, из татарского переводит очень порядочно; из  арабского прошел первую часть грамматики хорошо, из французского и немецкого читает достаточно и знает первое правило; из истории и географии частью хорошо; из арифметики знает порядочно до десятичных дробей».  Избранные молодые люди были отправлены 11 марта  1832 года в Казань.
По прибытии в Казань  и помещении в пансион, воспитанники были подвергнуты испытаниям и по своим познаниям были определены в средний российский, нижний математический, в татарский, арабский и персидский классы.
Муслюмов был отправлен обратно в военное училище летом того же года из-за слабых знаний и неспособности к изучению латинского. Кукляшев в сентябре того  же года был зачислен в университет, т.к. врачебное отделение признало его способным слушать медицинские лекции. Однако он проучился недолго – у него начались  припадки, и был вынужден написать рапорт об увольнении. Халиль Шарипов тоже заболел – развилась костода (кариес) после ушиба ноги и был отправлен на кумысолечение в 9-й башкирский кантон.
Бикарслан Субхангулов в 1842 году окончил полный курс наук и удостоен звания лекаря второго отделения. Он был  первым врачом из башкир Оренбургского края. Так и написал И.С. Шукшинцев в своей статье в сборнике трудов Оренбургской ученой комиссии в 1903 году. Он был определен в Башкирско-мещерякское войско, где прослужил до середины 70-х годов, стал полковником медицины.
Через два года Халиль Шарипов тоже окончил университет и направлен медиком в Башкирско-мещерякское войско. Он был вторым башкиром, получившим медицинское образование. А Салихьян Кукляшев, поправив здоровье, продолжал учебу на филологическом факультете Казанского университета и окончил его со степенью кандидата филологических наук.
А. Сайгафаров, краевед.
(Окончание следует).
Просмотров: 1076 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Ноябрь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру