Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2008 » Сентябрь » 10 » Дороги и экология
2:25 PM
Дороги и экология
Недавно по электронной почте мы получили письмо, подписанное «Руслан». Вот его содержание:
– Здравствуйте, уважаемая редакция. Я прошу вас поднять вопрос о состоянии автодороги Тубинск-Исяново протяжённостью 7 км. Неужели нет средств положить здесь твёрдое асфальтовое покрытие? Ведь каждое лето здесь проезжают тысячи отдыхающих из соседних регионов, которые хотят увидеть красоту башкирской природы. Но из-за стены поднимающейся пыли впечатления не очень…
Вопрос, поднимаемый Русланом, безусловно, интересный. Но он хоть и конкретный, тем не менее, как бы однобокий. Эту мысль усиливает ещё и то обстоятельство, что речь идёт о дороге, которая проходит по западному побережью озера Талкас, чья экология сегодня хоть и не критическая, но близкая к этому. Поэтому есть повод для некоторых размышлений.
Для затравки отрывок из книги автора «О баймакских лесоводах», который называется «Немножко о грустном».
Родившись по одну сто-
    рону Ирандыка, выросши по другую, приходилось постоянно любоваться его дикой и суровой красотой. Будучи еще учеником младших классов Тубинской средней школы, с друзьями, а то и в одиночку, поднимался, и не раз, на все его знаменитые скалы – Эйар-таш (Гора-седло), Кара-таш, Янгузай, Каттансык, Кусем-таш, и на те, что на территории Абзелиловского района. В 50-е годы прошлого столетия у подножия последнего мои родители заготавливали сено. Поляна, называемая Буре-сазы (Волчье урочище), им была отведена местным лесничеством. Мы каждый день поднимались на скалу и любовались окружающей природой. С высоты видно где-то 8 или 9 озер. В ясную погоду хорошо наблюдался поезд Магнитогорск-Сибай. На отвесной стене одной из скал я высек свое имя и дату – 1954 год.
Но самым любимым нашим занятием – моим и моей сестры – было поглощение горстями спелой красной смородины, которая сплошным ковром покрывала всю площадь мало-мальски пригодную, чтоб зацепиться корнями. Стоя или сидя на одном месте, можно было набрать доброе ведро этого дара природы. Однако, при всей красоте и щедрости этих мест, сюда было очень трудно добираться – только пешком или на лошадях, то и дело толкая телегу сзади: а ну, взяли!
В те годы мальчишки моих лет часто участвовали на лесопосадочных работах на Ирандыке. Мы искренне любовались видом  и удивлялись размерам гигантских высохших лиственниц. Они то там, то здесь высились в березняке или осиннике как небоскребы среди халуп-землянок. Сегодня их уже нет. Сажали мы сосенки и на полянах в урочище Шугур, что недалеко от деревни Исяново. Иногда и ночевали там. Это были места девственной красоты. Правда, жутковатой. Говорили, что водятся здесь волки и рыси. Утверждали, что видели даже медведя. А о разнообразии птицы, боровой и болотной, и говорить не приходилось. Ночи напролет можно было слушать их щебетанье, щелканье, свист, вздохи, уханье…
Прошло с тех пор – беззаветной юности – более тридцати лет. Подросли сыновья. Им уже было больше лет, чем мне в 50-е. И вот в 80-е годы решил показать им те места, где прошло мое детство. Выехали на новенькой «семерке». Ехал и думал, что машину придется оставить на большой дороге, а дальше километра 3-4 – пешком. Первое удивление было буквально в полукилометре от большака – речушки, которую раньше с трудом можно было преодолеть на конной повозке… не было. Она высохла! Зато была хорошо укатанная проселочная дорога. Вот так, все еще не веря собственным глазам, проехал еще несколько высохших русел горных речек. Наконец, ни разу не выходя из кабины вообщем то рассчитанного на асфальт автомобиля, остановился у самого подножия Кусем-таша. Но куда подевались непролазные заросли, птицы, живность? Было тихо, и как-то непривычно.
Поднялись на скалу. Нашли мой «автограф» на камне. Но не нашли ни одного кустика красной смородины. Не было даже намека, что таковая когда-то здесь произрастала. Не было ее и на малом Кусем-таше. Зато увидели другое: неподалеку дойный гурт, чуть дальше – другой. Кругом коровы. Со стороны Кусеева поднимался огромный К-700 с тележкой с молочными флягами…
Не выдержала природа Ирандыка такой интенсивной травли скотом и техникой. Она сдалась в этом неравном поединке с человеческой беспечностью и близорукостью.
То же самое было и на Шугуре – Сибайский леспромхоз перерезал его технологической автомобильной дорогой. От дикой красоты, зверья и птиц не осталось и следа. Летом здесь не увидишь даже сороку. Зато под каждым деревом легковушка или мотоцикл. На самой макушке Ирандыка, буквально в нескольких метрах от дороги, куча бытового мусора. Это или Сибайские, или Баймакские «чистюли» освобождаются от домашнего хлама.
Да, дороги – элемент цивилизации. Но для цивилизованного общества. При нашем общем бескультурье любая дорога – враг для живой природы…
Все увиденное провоцировало грустные мысли. Стало понятно, почему каких-то 50 лет тому назад никто летом не возил с Ирандыка ни сена, ни дров. Все ждали первых морозов и первого снега, когда подмерзнет растительный слой земли и она уже не страдала под санными полозьями. Намного мудрее и умнее нас были наши отцы и деды. Они уважали кормилицу-природу и берегли ее. А сегодня Ирандык вдоль и поперек испещрен колесами грузовиков и многотонных тракторов.
Такие вот настали времена…
Вернёмся к дороге вдоль
    озера Талкас, с которой и начали свои размышления. Сначала уясним для себя, что дорога – это категория экономическая, то есть она должна работать на экономику, в данном случае на экономику нашего района. В то же время её трасса должна быть сбалансирована с природоохранными нормами. Так вот вплоть до 60-х годов прошлого столетия этой дороги в сегодняшнем виде не было вообще. Была лишь лёгкая конная дорога. А весь грузовой поток – торф для Тубинской силовой станции, концентрат с обогатительной фабрики на станцию «Сибай» и другой транзитный груз перевозились по автодороге, что была через горную гряду от западного побережья озера. Последнее поэтому не испытывало никакой нагрузки от внешнего негативного воздействия и сохранялось в первозданном виде.
Но прошли годы и какая-то умная голова, видимо, решив совместить приятное с полезным, проехал на грузовике в Тубинск не по привычной дороге, а свернув с речушки Куран-айгыр вправо – через Исяново и вдоль озера… И вот сегодня мы имеем с озером то, что имеем…
Со временем поток автотранспорта по новому направлению становился всё больше и больше, а по старой трассе – всё меньше и меньше. В конце концов она заросла травой и сегодня мало кто вспомнит, что таковая когда-то была вообще.
А как дальше? Дальше – проще. Новая ветка включается на баланс одной из тогдашних дорожно-эксплуатационных организаций района на содержание. Появились тут бульдозеры, авто- и прицепные грейдеры, начались уширение проезжей части, засыпки, подсыпки, срезки и т.д. И всё это в нескольких метрах от берега озера.
Хлынул поток «диких» отдыхающих, для которых не было никаких ограничений. Машины и мотоциклы ставились колёсами почти в воде. Для костров рубились прибрежные кустарники. Вокруг паслось несколько табунов коров, частных и общественных, которые на водопой спускались опять таки на озеро, ломая и топча по пути всё подряд. В итоге с западным берегом было покончено.
Несколько слов о противоположном береге, со стороны Ирандыка. Хотя официальной дороги тут не было, но и здесь озеро терпело огромную нагрузку от отдыхающих. В целях ограничения присутствия техники со стороны Тубинска был установлен знак 3.1 «Въезд запрещён». Но на него никто внимания не обращал. Позже через дорогу был протянут трос. Но и он не спас положения. Люди рвались на природу только на машине. Никто не хотел любоваться природой и бродить по берегу пешком…
Сегодняшнюю ситуацию на берегах озера знают все: чрезмерная их захламлённость. Но не все знают о том, что напоминает мусоросвалку и его дно. Об этом говорят водолазы-любители. Отсюда возникает вопрос: способна ли экосистема Талкаса к самоочищению и противостоять усилиям человека в обратном направлении? Вряд ли…
Лет 5-6 тому назад на
    трассе, о которой ведём речь, работали изыскатели и проектировщики по её возможной реконструкции. Значит, когда-то она всё-таки оденется в асфальтовую одежду. Но будет ли дорога иметь хозяйственное значение? Нет таких предпосылок. Потому что весь грузопоток в этом направлении сегодня осуществляется по территориальной автотрассе Баймак-Серменево. Стало быть, эта дорога будет иметь лишь рекреационное значение. То есть, как пишет Руслан, для удовольствия пассажиров тысяч автомобилей из соседних регионов, чьи дорожные налоги уходят чёрт знает куда.
В условиях рынка удовольствие – это товар, за который надо платить. А взимать плату может только хозяин, по-современному – собственник. Оптимальным хозяином этой трассы может стать санаторий «Талкас», так как реальное её асфальтирование может быть именно в рамках дальнейшего развития здравницы. Собственником может стать и любое другое юридически оформленное лицо. Мысль тут проста: разговоры о рентабельности любого объекта, в данном случае, дороги, если этот её участок будет платным, состоянии береговой линии озера и т.д. можно вести только с собственником. Его пока нет. Поэтому сегодняшние наши потуги по наведению порядка на озере – это пустая трата времени и нервов. Не более того.
И последнее. Наша культура общения с природой. Если она останется на нынешнем уровне, то никакие сервисные предложения, в том числе и асфальт, не спасут окружающую среду от деградации. Сегодня в первую очередь надо говорить именно об этом.
А. Байназаров.
Просмотров: 792 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру