С психологической точки зрения во время занятий рисованием у ребёнка развиваются двигательные навыки, интеллект, эмоциональная сфера. В своей практике психологи применяют большой спектр методик, направленных на выявление взаимоотношений ребёнка с родителями, окружающими людьми. Широко известный рисунок «Моя семья», который таит в себе неисчерпанные диагностические и коррекционные возможности, всё чаще используется в работе с детьми. Ребёнок через рисунок, создавая образы, идеи, бессознательно передаёт свои чувства, связи, отношение к окружающему миру. О чём может рассказать детский рисунок? Главным образом, психолог извлекает из детского творчества не буквально содержание рисунка и не его умение рисовать, а тот сокровенный смысл, который заложен в работе. Рисунок может быть примитивным, а его суть – глубокой. Карандашом ребёнок рисует жизненную наглядность: человеческие фигуры, животных, машины – то, что его окружает. Семейная реальность предстаёт в его субъективном переживании. Негативные переживания, эмоции, чувства передаются в рисунке искажением предметных форм. Например, возьмём детский рисунок, где в самом центре альбомного листа нарисована огромная, тяжёлая дверь, а автору рисунка там не нашлось места. И хотя фигура девочки отсутствует, ясно, что величина двери измерена всей полнотой реально пережитого ею горестного опыта. Дверь – символ жёстких семейных запретов, отвержения, перед которыми личность ребёнка просто перестаёт быть. Просматривая рисунки, невольно обращаю внимание на разного рода странности в изображении детьми и самих себя, и своих близких. У одних фигур неполярно большая голова, доминирующая над телом, у других – широкая, словно источает обильные чувства грудь, у третьих – тонкие, бесконечно тянущиеся вверх руки и ноги, либо ноги отсутствуют вообще. Самого себя иной ребёнок рисует в самом центре и в образе тяжеловеса, а другой – в виде едва заметного пятнышка, готового исчезнуть за спинами других более весомых фигур. Это не совсем погрешности исполнения, а очень важные образосоздающие акценты. При анализе рисунка «Моя семья» удаётся выявить уровень и стиль семейных взаимоотношений. Одним детям их родное гнездо представляется целостным и неделимым, другие различают отдельные группировки, третьим семья видится чем-то вроде семейного вагона, где у каждого есть своё одноместное купе, некоторые рисуют себя абсолютно изолировано от всех фигур на рисунке. Если какая-то фигура в восприятии ребёнка психологически доминирует, значит и на рисунке она будет выглядеть крупнее, внушительнее, масштабнее других. Если двое чувствуют отчуждение друг от друга, то и на рисунке их изображения непременно будут разделены чётко прорисованными преградами или всей площадью листа. Важное значение имеют пространственные и цветовые особенности рисунка. Цвета могут передавать тонкие психологические оттенки внутрисемейных отношений. Одним цветом могут быть нарисованы фигуры тех членов семьи, кто внутренне близок друг к другу. Детский рисунок может рассказать о круге общения ребёнка, о его месте в среде сверстников, о недостатке общения с близкими, о трудностях и проблемах в семье, где ребёнок – единственный мостик, соединяющий родителей. Таким образом, изучая детский рисунок, мы получаем наглядную структуру семьи с присущей только ей особенностями внутрисемейных отношений. Только психолог может дать полный анализ детского рисунка. Хотелось бы пожелать родителям, чтобы в их семьях царил мир и понимание, и чтобы их дети рисовали яркими красками рисунки, где найдётся место всем членам большой и дружной семьи. З. Ишдавлетова, психолог ЦРР-д/с «Звёздный».