Меню сайта
Мини-чат
Погода

 

Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Vott.ru
Главная » 2008 » Сентябрь » 15 » От «А» до «Я» в мир тайн, загадок и свершений
12:44 PM
От «А» до «Я» в мир тайн, загадок и свершений
Закончилось лето, так радовавшее нас буйством красок и даров природы. За окном – сентябрь… Сколько ассоциаций у человека с этим первым осенним золотым месяцем! У каждого, конечно же, что-то сокровенное свое. Но, пожалуй, у каждого из нас в уголке памяти есть место первому школьному звонку и первому школьному учителю. Ведь первая учительница, как первая любовь, – она в памяти всегда. Нашу следующую героиню помнят сотни её учеников. Иные до сих пор зовут её – «моя вторая мама», другие, услышав имя – Римма Ахметовна    Абдуллина, гордо скажут: «Это моя первая учительница!».
Моя первая учительница на страницах моей газеты.
Кто знает, что судьба
подарит нам…
Удивительно складывается, порой, судьба человека. Родившись в одном месте, в другом он познаёт мир, а в третьем происходит судьбоносная встреча и всё встаёт на круги своя: идёт своим чередом размеренная жизнь с взлётами, иногда и падениями. Вот и Римма на свет появилась в городе Златоусте Челябинской области. В школу пошла в столице Башкирии – Уфе (это была женская школа №3). Через два года продолжит учёбу в Дюртюлях. Сюда её отца, вернувшегося в 1943 году после тяжёлого ранения с фронта офицера, направляют работать в военный комиссариат. Здесь семья Байбуриных встречает весть о победе.
– Я отчётливо помню день, когда сообщили о победе. Рабочий кабинет папы был довольно-таки просторным. А в этот день он казался маленьким:  столько в него народа набилось. Отец долго не мог промолвить что-либо. Так было сильно его волнение. Наверное, вся война, его война, в этот момент вновь промелькнула перед глазами. Только после того,  как мама слегка его подтолкнула, он заговорил…
А народ всё прибывал и прибывал в военкомат, что располагался на берегу реки Белой. Люди плакали и смеялись. Они поздравляли и обнимали друг друга, поздравляли и бравого майора. Уважали дюртилинцы военкома Ахмета Юнусовича, который ко всем относился по-доброму, по возможности помогал каждому. Особо поддерживал семьи фронтовиков.
В 1947 году Ахмет Юнусович, уволившись с военной службы, перевозит семью в Баймак, где проживала его родная сестра с семьёй. Город, с которым свяжет свою судьбу старшая дочь из шестерых младших Байбуриных, увидит глазами пятиклассницы.
– Конечно же,  Баймак 47-го я помню    смутно. Возможно, просто не обращала внимания на его виды. Зато отчётливо помню, что мама была в шоке от этого «саманного городка». Она целый месяц плакала, говоря отцу: «Куда ты меня привёз?».
Вероятно, после столичной Уфы, пусть даже тяжёлого военного периода, и более близких к большому городу, а значит, более цивилизованных Дюртелей, Баймак казался Амине Абдулловне неуютным и невзрачным. Тем не менее, семья осталась и поселилась в угловом домике по улице Пионерской. Кругом саманные землянки, мало зелени и, как они ощутили чуть позже, более суровый климат.
Ахмет Юнусович начал работать в райотделе милиции начальником ИТР (с органов внутренних дел он и уйдёт на заслуженный отдых). Своего первенца родители определили в пятый класс первой школы. Привыкшая к частым переездам и новым знакомствам, девочка быстро нашла общий язык и с одноклассниками, и с учителями.
– Тогда первая городская гремела! Учителя были замечательные. Отношения между ними и нами, школьниками, были теплые и доверительные. Так интересно и увлекательно проходили уроки химии, русского языка и литературы! А уроки математика Георгия Михайловича Пудовкина! Не уроки,  а просто сказка.
Тогда Римма ещё не думала, что совсем скоро окажется на месте своих учителей. Но пока она мечтает о карьере врача…
Указку в руки я возьму и поведу в мир знаний
Со школьной скамьи Римма мечтала о медицине. Готовилась к ней. Поэтому без лишних раздумий она сразу же после школы едет поступать в Челябинский медицинский институт. Но фортуна была не на её стороне.
– Нас, тридцать абитуриентов, заселили в каком-то подвале. Возможно, условия проживания  сказались,  и я заболела. Да так, что отец был вынужден приехать и забрать меня. Естественно, речи о поступлении уже не было. Но до сих пор неравнодушна я к людям в белых халатах.
Поправившись, девушка, дабы не потерять год, поступает в Темясовское педагогическое училище. Увлекло. После учёбы по направлению едет на работу в Абзелиловский район в поселок Бакр-Узяк.
– На первое место работы меня папа отвез. И можете себе представить,  каково было удивление директора школы, узнавшего, что я не… восьмиклассница, а учитель! Ведь некоторые мои четвероклассники оказались выше меня ростом!
Класс, с которым предстояло работать молоденькой Римме Ахметовне, считался сложным. Но она как-то сразу и легко наладила контакт с ребятами и «всё пошло как по маслу». Приехавшая через три месяца районная инспекция из шести человек после посещения уроков молодого специалиста на школьном педсовете вывела вердикт: «Это учитель с врожденными способностями и большим будущим! Работает с огоньком. Из неё выйдет настоящий педагог». Такой похвале она была весьма удивлена.
Потом была работа в деревне Казанка нашего района, в Баймакской восьмилетке №4, что располагалась по улице Пионерской (позже здесь будет учебно-производственный комбинат). В этот-то период и решается Римма на ответственный шаг в своей жизни: она становится супругой.
– Всё некогда было о личной жизни думать,  в школе пропадала,   с ребятишками. Даже когда мой жених приходил на свидания, я всё время торопилась и говорила: «Ой, ладно, пошла я, тетрадки надо проверять».
Избранник девушки, приятной наружности и очень серьёзный молодой человек, Мухтар Мугазович Абдуллин, трудился на ответственном посту в районном финансовом отделе. Как раз в то время произошло укрупнение районов и административный центр смещается в Сибай. Молодая семья переезжает туда. Сибайская школа №5 – сюда переводом попадает Римма Ахметовна.
– Было непривычно и немного страшновато. Стремительно растущий Сибай несколько пугал, казалось, что и дети здесь отличаются от привычных деревенских и баймакских ребятишек.
Как бы то ни было, но в скором времени завуч по учебной части сибайской школы будет направлять на её уроки учителей начальных классов за опытом. Правда, проработала перспективный педагог здесь недолго. Мужа вновь переводят в Баймак. Что интересно, по возвращению в четвёртую школу ей сразу же вернули её бывший класс. Директорствовала тогда удивительная женщина, педагог от Бога Ольга Николаевна Кузнецова.
В начале восьмидесятых годов прошлого столетия восьмилетнюю четвёртую школу закрывают. Основная масса учащихся и учителей переходит в ближайшую первую школу по улице Азанова. В течение восемнадцати лет учитель с высшим педагогическим образованием (закончила Магнитогорский вуз в 1968 году) Римма Ахметовна в этой школе будет завучем по учебной части начальных классов.
– Первая школа… это уже отдельная история. Мне довелось работать  с компетентными директорами, человечными и прекрасно контактирующими и  с педагогическим коллективом,  и  с ученической гвардией. Не забыть знающего свое дело Ягафара Яхиевича Атангулова. Принципиальным,  всегда имеющим  свое четкое обоснованное мнение был директор Сабирьян Шугаипович Азаматов. Очень дипломатичный, умеющий найти язык с каждым Айрат Карамович Сайфуллин. Сама интеллигентность, пример для подражания – Зиннат Абдуллович Аллаяров. Требовательный и строгий Ришат Вакилович Ишембетов.
С теплотой отзывается ветеран просвещения о своих коллегах-завучах Розе Александровне Ефимовой, Зинаиде Антоновне Колесниковой, Мунире Акрамовне Абдуллиной, которые целиком и полностью посвятили себя педагогической работе.
О чём глаголет мудрый педагог?
Сорок пять учебных лет проведет учитель начальных классов Абдуллина в школе, десять из них находясь на заслуженном отдыхе. Последние годы – в новом здании СОШ №1 по улице Горького.
Каким должен быть первый учитель для ещё наивных и несмышленых малышей? Вот что говорит наставник молодых:
– Учитель начальных классов –  это человек,  который знает,  что  способности ребенка чахнут под огнем критики и расцветают под лучами одобрения. Даря детям  свою похвалу,  он вдохновляет их на реализацию скрытых возможностей. Он должен давать детям почувствовать их значимость и делать это искренне.
С сожалением ветеран просвещения констатирует сегодня то, что некоторые нынешние учителя напрочь забывают, что учитель в первую очередь работает НА ДЕТЕЙ, а не на свою карьеру.
– Всё чаще можно наблюдать картину, когда учитель не проявляя требовательности, говорит: «Хочешь – учись, хочешь – нет», чего в начальной школе не должно быть в принципе! У нас ведь такая профессия – давать знания так, чтобы они остались на  всю жизнь. Учёба в начальной школе – это основа и фундамент всей дальнейшей жизни и потому учителю не надо лениться. Если выбрал эту специальность,  необходимо  следовать этому принципу.
Учитель должен видеть глаза своего ученика, – уверена заслуженный учитель школы РСФСР, – ощущать, знать его внутренний мир. К работе подходить творчески и видеть в каждом ученике личность. Учитель своей работой и отношением к ребятам должен добиваться любви и понимания  своих подопечных. И ни в коем  случае нельзя быть избирательным: это хороший, а это плохой ученик. Конечно, у каждого учителя есть любимчики. Были они и у меня. Но этого ни в коем случае нельзя показывать. Дети разные, а учитель один. К каждому  следует относиться одинаково.
Если ученику что-то даётся трудно, учитель обязан его научить. Сделать всё возможное,  чтобы он захотел и смог учиться дальше. Для этого важно любить детей. Когда ты входишь в класс, и ты любишь их, проникаешь в душу каждого из них, тебе  самому хорошо. А если воспитанник полюбил учителя, принял его, значит, он будет тянуться к знаниям. Вот что ведь интересно. К этому надо стремиться!
Через руки бывшего руководителя районного методического объединения учителей начальных классов прошло немало молодых педагогов. Каждому из них она внушала, что учитель – есть первая фигура и для ученика, и для его родителя. Поэтому от его целеустремленности, коммуникабельности и ответственности зависит очень многое в становлении будущего гражданина своей малой родины, страны.
Учительница первая моя
С Риммой Ахметовной, кажется, мы знакомы всю мою сознательную жизнь. Ещё будучи воспитанницей детского сада «Тополёк» (был такой на улице Ленина), я с сестрой ходила к ней домой (мы жили по соседству, буквально через дорогу). Посещала её «нулевой», подготовительный класс. И как была горда и счастлива, что попала в первый класс именно под её руководство. Поэтому сентябрь для меня именно тот незабываемый первый сентябрьский день, когда, чуть смущаясь, впервые села за парту и восторженно слушала слова приветствия моего УЧИТЕЛЯ. Может, потому уже с первого класса видела себя учителем начальной школы и, действительно, поступила в педагогический вуз на факультет начального обучения.
Сегодня, когда мы общаемся уже в ином качестве, мне приятно, что то чувство, что передо мной учитель с большой буквы, не пропало. Оно живо по сей день, ибо Римма Ахметовна учитель по сути своей.
Мы перебираем фотографии. Их множество. Это наш класс, какие мы смешные были! А это уже моя младшая двоюродная сестра. После нашего выпуска уже она училась у Риммы Ахметовны и закончила уже новую школу, которую построили на улице Горького. А это…
– Это же отец моих племянниц, неужели и он Ваш ученик?
– Да. Вот  смотри,  это Петя Гаврилов, он руководит машинно-технологической станцией. Это Рафинад Сайфиев, который тоже избрал нелёгкий путь педагога. Эта девочка  сегодня  нотариус Хайбуллинского района, Сулпан Искужина.…
Римма Ахметовна, выпуская очередной класс, никогда не выпускала его из вида. Всегда старалась, чтобы он попал в руки хороших педагогов, классных руководителей.
– Я неизменно ратовала за преемственность начальной и  средней школ. Приглашала будущих классных  руководителей   своих ребят на уроки, чтобы они уже заранее знакомились,  узнавали потенциал   своих будущих подопечных. Переход с одной ступени школьного образования на другую всегда стресс для ребят. А в этом  случае,  они уже привыкают к новому человеку.
Учителя начальных классов выпускают детей с элементарными навыками. В пятом классе они уже готовый продукт, как бы это ни странно звучало. И важно, чтобы в среднем звене не растерялись эти навыки, говорит она, а наоборот ещё дальше развивались. От педагогов средней школы зависит дальнейшая судьба человека. Если они не разовьют способности дальше, то только остается пожалеть ученика.
Педагог Абдуллина с большим уважением называет имена классных руководителей среднего звена первой школы: сильного математика и аккуратиста Минниахмета Зариповича Алсынбаева, прекрасного преподавателя русского языка и литературы, несравненной Розы Александровны Ефимовой, талантливого языковеда и оригинальной Рафиги Абдулловны Рахматулиной, кстати, тоже её ученицы. Им она со спокойной душой доверяла своих выпускников и никогда не пожалела об этом.
Он стал моим родным, Баймак
Римма Ахметовна родилась за несколько сотен километров от Баймака. Но за более шести десятилетий, что прожила здесь, она прикипела к нему.
– Если сегодня мама увидела бы Баймак, она была бы приятно удивлена. Настолько он видоизменился и  стал похожим именно на город: уютный, зелёный и красивый. Всё меняется, оказывается…
Этот город взрастил её как личность, его жителям она посвятила большую часть своей жизни и здесь она познала семейное счастье. Именно этот человек, эта хрупкая женщина заложила в нас первые зёрна, которые потом проросли. Сегодня отличник просвещения и не помнит, скольким баймакцам дала направление в большую жизнь за сорок пять лет педагогического труда. Но стоит ей вспомнить имя бывшего ученика (хотя для неё бывших учеников нет – они и сейчас её), взглянуть ему в глаза, она тут же припомнит всё, что связано с ним.
Нынешний министр образования Республики Башкортостан Зиннат Абдуллович Аллаяров, какое-то время возглавлявший первую школу, а затем управление народного образования района, при очередном посещении учебного заведения поинтересовался о ней. Когда же узнал, что Римма Ахметовна на заслуженном отдыхе, был весьма удивлен.
– Два часа её присутствия в школе – это уже событие. Когда завучем была Римма Ахметовна,  я был  спокойным за начальные классы как за китайской стеной, – говорил он, по словам очевидцев.
25 августа Римма Ахметовна справила свой очередной день рождения. Ей слегка за…, впрочем, это не так уж и важно. 1 сентября она проснулась с приятным волнением в груди и солнечным настроением – это её день. В этот первый день осеннего месяца приоткрыли дверь в мир Знаний новоиспеченные первоклашки. Совсем скоро сентябрь сменится октябрём, и полетят в адрес любимой первой учительнице поздравления с Днём учителя…
Радости Вам и вдохновенья, уважаемая Римма Ахметовна, живите во здравии долго и счастливо!
Зульфия Сафина.
Просмотров: 1127 | Добавил: b@imvestnik
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Комментарии
Мы, выше, рассматривали «праве

Вот, теперь-то мы, уже подгото

Некоторые экспонаты, имеют аст

26 марта, вечером, перед выход

ВБашкирском Зауралье весь комп

Поритуальному характеру, остро

Вотпочему в башкирской легенде

Лента.ру